Рунет, ПО и онлайн-сервисы: как они изменились за последние месяцы и что будет дальше
Стоит ли беспокоиться за то, что останемся совсем без софта? Как сейчас оплачивать иностранные сервисы? Что стало с блогерами из запрещенных соцсетей?
2022 год принес немало кардинальных перемен. Интернет-сервисы, к которым мы успели привыкнуть, перестали работать в России: некоторые приняли такое решение самостоятельно, другие объявили вне закона российские власти. Как изменился Рунет за последние 9 месяцев? Чего ждать, может ли возникнуть дефицит тех же сервисов или ПО?
Что случилось с соцсетями?
В 2022 году Россия «лишилась» двух значимых для страны соцсетей: сначала к ним заблокировали доступ, потом внесли в экстремистских ресурсов. TikTok же запретил публиковать новые ролики российским контент-мейкерам. Поскольку вертикальный формат использовали больше всего, это побудило всех, кто работает с контентом, искать новые площадки. Главная проблема в том, что найти полную альтернативу им невозможно — «вертикалки», конечно, есть в YouTube Shorts и VK Клипах, но их алгоритмы не настолько точные, как у китайской соцсети, например.
Но блогеры никуда не делись: они просто поменяли площадки. Бывшие тик-токеры покоряют, как минимум, YouTube Shorts и VK Клипы, ютуберы — осваивают RuTube, Дзен и VK Видео. Даже если основную площадку блогера не заблокировали, он будет искать дополнительную. Собственно, так и произошло с владельцами контента на YouTube. В период с апреля по июль текущего года была угроза блокировки сервиса видеохостинга. У авторов был пример тик-токеров, лишившихся аудитории, поэтому они заранее начали осваивать новые площадки.
Помимо общих блокировок, в целом, последнее время есть тренд «мультиплатформенности», чтобы избежать привязки только к одному сервису/формату. Запросы аудитории постоянно меняются, и под них нужно подстраиваться. «Например, одна из причин развития мультиплатформенности в сфере подкастов — количество просмотров у видеоверсий. Они набирают огромную популярность и по просмотрам могут опережать аудио. Дальнейшее развитие приведёт к появлению новых форматов, коротких, типа дайджестов, а независимые подкастеры будут объединяться в комьюнити по типу тикток-хаусов», — считает генеральный продюссер контент-бюро Pluton Александр Долгов (Youtube-шоу «Кибирэтика» и «Локализация», подкаст «История Российского интернета»).
Не останемся ли без ПО?
На протяжении последнего полугодия мы постоянно видим сообщения о том, что тот или иной иностранный сервис прекратил работу в России. Во многом это коснулось сфер диджитала, рекламы и контента, естественно. Можно по-разному относиться, тем более, что своим мнением в сети успели высказаться многие. Однако, работа должна продолжаться, даже в условиях недельного горизонта планирования. Если ваш «инструмент» больше не работает — не отчаивайтесь. «Незаменимых у нас нет».
Например, западные сервисы видео-звонков (Zoom и Google Meet), которые стали популярным способом работы в пандемию сегодня возможно заменить на Яндекс.Телемост и Jazz by Sber. С мессенджерами тоже все спокойно: WhatsApp и Телеграм блокировать пока не собираются, но если что, есть отечественные ICQ, Dialog и ТамТам. Они, может, уступают лидерам по функциональности, но для общения точно сгодятся.
Свои аналоги есть и у офисных программ, и даже привычную Windows есть, чем заменить. Правда, никто не хочет осваивать новые интерфейсы (вспомните, с каким негативом пользователи встречают каждую новую версию Windows), поэтому переходить на отечественные продукты не спешат.
Что будет с оплатой онлайн-сервисов?
Работающих вариантов не так много, как было, но всё равно есть. Российские карты не принимают в иностранных интернет-магазинах, игровые и контентные сервисы отключают возможность продления подписок для пользователей из России.
Сегодня схемы оплаты покупок, приложений в интернете или продления подписок больше похожи на «чёрные» валютные схемы сомалийских пиратов. За полгода их придумали не мало.
Самый популярный способ — открыть карту любого банка из ближайшей к России стране. К слову, ещё весной этого года туроператоры переориентировали под это свои бизнесы, поскольку запрос на такой тип поездок вырос на 65%.
Кроме этого, остался рабочим способ проведения транзакций со счёта мобильного телефона. Правда не все операторы поддерживают такую опцию.
Некоторые покупки и сервисы удается оплачивать картами платежной системы МИР. Поскольку на территории нашей страны все платежи проходят через российскую национальную систему платежных карт независимо от систем Visa и Mastercard. Их совместное решение ограничить работу в России абсолютно не повлияло на работу карт МИР внутри страны.
Ситуация с анонимным интернетом
Для многих станет большим открытием, что ещё в ноябре 2017 года в России был принят закон, который обязывает владельцев VPN сотрудничать с властями и вменяет ограничивать доступ к определенным сайтам. Сервисам, которые не исполнят требования регуляторов, грозит блокировка.
Роскомнадзор определяет провайдеров, которым разрешено использовать технологии для обхода блокировок. Регулятор на постоянной основе уведомляет сетевых провайдеров и владельцев анонимайзеров о необходимости подключиться к федеральной государственной информационной системе (ФГИС), если это ещё не было сделано. Помимо самих VPN-сервисов, к ФГИС подключены и web-поисковики, которые обязаны исключать из показа ссылки на запрещённые сайты. По данным Роскомнадзора, с ним сотрудничают «Лаборатория Касперского», Opera, Mail.Ru Group и «Яндекс».
В начале 2022 года иностранным VPN-сервисам было предложено внести в «чёрный список» сайты, признанные в России экстремистскими, после чего некоторые сервисы, такие как TorGuard, прекратили работу на территории нашей страны.
Важно отметить, что согласно “Постановлению Правительства № 1279”, само существование VPN в России не запрещено.
При этом, например, незаконной является возможность доступа к материалам и сайтам, которые запрещены регулятором (Роскомнадзором), но это не проблема самих пользователей. Пока в законах не прописано ответственности за физлиц за использование VPN и тем более за доступ через такие сервисы к заблокированным площадкам. Ответственность будет ложиться на операторов связи, если они не блокируют доступ.
Как изменились онлайн-кинотеатры?
Трудно не заметить, что их каталоги заметно сократились. Голливудские блокбастеры исчезли, и новые вряд ли появятся в ближайшее время. Поэтому и тут приходится делать ставку на производство собственного контента и его закупку у «дружественных» стран.
Площадки постоянно находятся в поиске новых режиссёров, интересных творческих произведений, что даёт возможность молодым авторам и продакшенам реализовать свой творческий потенциал и рассказать всевозможные истории.
Да, конечно, в связи с наложением определённых ограничительных мер на работу онлайн-кинотеатров появился и дефицит иностранного контента. Правда это не означает, что смотреть больше нечего. Как отмечают руководители различных сервисов, сейчас им удалось договориться о показе фильмов, сериалов и мультфильмов из «недооценённых» стран, таких как Южная Корея, Индия и Турция. Получается, что теперь иностранная библиотека контента будет расширятся за счет независимых студий, которые производят не худший продукт и одновременно с этим не участвуют в геополитических интригах.
Итого: что изменилось и насколько критично положение
Конечно, текущая ситуация не располагает к оптимизму, но катастрофы пока не случилось, и она вряд ли произойдет. Любимых блогеров теперь можно смотреть в других (отечественных) соцсетях, работать — в других программах, общаться — в других мессенджерах. Проблемы могут возникнуть у тех, кто привык к западным контентным или игровым сервисам (например, Netflix). Им приходится использовать полулегальные способы доступа и оплаты, которые чреваты определенными рисками.
Кстати, вот еще пара интересных материалов, которые помогут разобраться с оплатами: