Беспилотные летательные аппараты

Беспилотные летательные аппараты могут быть как игрушками, так и опасными боевыми единицами. CHIP расскажет, насколько далеко продвинулись технологии в этом направлении.9 моделей дронов на одном полигоне 9 моделей дронов на одном полигоне Самой технологичной авиацией в наше время, безусловно, являются беспилотные летательные аппараты. Ведь если даже человека требуется несколько лет обучать управлению самолетом или вертолетом, то что уж говорить про компьютерный интеллект, которому предстоит доверить многомиллионное оборудование.

А в чем, собственно говоря, проблема? В принципе, понятие беспилотной авиации довольно широкое, и беспилотный летательный аппарат не должен обязательно обладать искусственным разумом. В данном случае речь идет о так называемых ДПЛА — дистанционно пилотируемых летательных аппаратах. Под это определение подпадают и обычные радиоуправляемые модели-игрушки. Казалось бы, достаточно прикрепить к легкой модели камеру — и она превратится в ДПЛА для аэрофотосъемки. К сожалению, именно на этом уровне застряли очень многие производители беспилотных летательных аппаратов — как отечественные, так и зарубежные. Многие, но не все.

Сложности и проблемы

У беспилотной техники два главных недостатка — низкая надежность и слабая защищенность сигнала от помех. Если упадет летательный аппарат, оснащенный вебкамерой, его владельцы пожмут плечами и соберут новый. Если же с высоты птичьего полета спикирует ценное оборудование, эффект будет несколько иным.

Однако энтузиасты не унывают: для решения проблем с надежностью они начинают применять дублирование (например, популярность приобрели вертолетные платформы со множеством винтовых групп), а также добавляют примитивные системы автостабилизации и навигации на основе электронных гироскопов и GPS. Эти компоненты можно достать из любого мобильного телефона.

Но подобные ухищрения годятся только для использования беспилотников в хорошую погоду, при нормальных температурных условиях и на безопасном расстоянии от источников сильных помех. При низких температурах обычная электроника просто перестает работать, а при попадании в луч РЛС — мгновенно сгорает. И речь идет не только о микросхемах и системах связи — холод и плотное радиоизлучение воздействуют на все компоненты. При температуре ниже –15 °C барахлить начинает все, начиная с аккумуляторов, которые с меньшим «рвением» отдают ток, и заканчивая двигателями, смазка в которых часто не рассчитана на экстремальные температурные режимы. Что уж говорить о луче радара мощностью в несколько киловатт — неэкранированная обмотка под его воздействием вспыхнет синим пламенем.

Такая комплексная проблема надежности требует от разработчиков беспилотной техники перехода на совсем другую элементную базу. Однако проблему потери сигнала это не решит. Всегда будут ситуации с попаданием в эфир сильных помех от таких источников, как ЛЭП, активные антенны, грозовые облака и т. д. На время потери сигнала летательный аппарат как минимум не должен «впадать в панику» и кувырком лететь к земле. Для этого необходима система автоматизированного управления (САУ), или попросту автопилот.

Кстати, подобные решения были созданы еще до появления полноценных цифровых вычислительных систем. Так, во время Второй мировой войны немецкая «Фау-1» управлялась с помощью инерциальных датчиков, связанных с элементами управления, что позволяло обеспечить самолету-ракете автоматическую стабилизацию.

Машины против людей

Отношение военных к беспилотной авиации с самого начала было двойственным. С одной стороны, весьма удобно использовать такие машины для разведки, наведения орудий и даже уничтожения отдельных целей, но с другой — беспилотники не способны в полной мере заменить пилотируемую авиацию. Например, если конфликт происходит со слаборазвитым государством, не имеющим средств подавления связи, то проблем для беспилотной авиации быть не может. Если же в бою сталкиваются сверхдержавы (даже если это происходит не напрямую), то использование БПЛА легко блокируется с помощью постановки помех или оружия на основе электромагнитных импульсов.

Доверять же боевому летательному аппарату самостоятельно применять оружие, руководствуясь лишь искусственным интеллектом, армия, сохраняющая здравый смысл, не станет. И опасения здесь связаны вовсе не с фантастическим сценарием восстания машин против людей, а со вполне возможным перехватом и перепрограммированием крылатого робота. Так, Иран перехватил беспилотный летательный аппарат RQ-170 Sentinel, просто передав ему ложные сведения о его местонахождении. Внеся помехи в сигнал GPS, иранские военные «уговорили» бездушную машину приземлиться на своем аэродроме. С помощью аналогичной атаки впоследствии был захвачен другой американский беспилотник — ScanEagle. И все это осуществил Иран, который далек по  своему военному потенциалу и развитию от большинства передовых стран.

Однако это не говорит о том, что военные готовы отказаться от беспилотной авиации в современной войне. Просто подход к данной задаче в настоящее время несколько меняется. Сейчас на повестке дня создание нового поколения гибридных летательных аппаратов, способных подниматься в воздух как с пилотом, так и без него. Разработка таких устройств идет полным ходом и за рубежом, и у нас  в стране. И  действительно,  существующая авиационная техника, дополненная подходящей электронной «начинкой», способна выполнять куда более широкий спектр задач.

 

1
2
ПОДЕЛИТЬСЯ


Предыдущая статьяFacebook научил Instagram работать с видеороликами
Следующая статьяSamsung представила ультрабук ATIV Book 9 Plus
КОММЕНТАРИИ