Wi-Fi-радар: как нас выслеживают, чтобы замучить рекламой
Если вы получаете выгодное предложение со скидкой на товар, только зайдя в магазин, знайте, что вы стали «жертвой» Wi-Fi-радара. Рассказываем, как это работает.
Замечали ли вы, что, однажды пройдя мимо ничем непримечательной кофейни или торгового центра, вы начинаете часто видеть ее рекламу на сайтах и в социальных сетях? Думаете, это совпадение? Нет, именно так работает Wi-Fi-радар — очередная задумка маркетологов, призванная привлечь ваше внимание с минимумом затрат для бизнеса.
Содержание
Что такое Wi-Fi-радар
Если кратко, Wi-Fi-радар — это обычный роутер с не совсем обычной прошивкой. Все дело в том, что при включенном Wi-Fi ваш смартфон, планшет или ноутбук постоянно ищет новые или уже известные точки доступа для подключения к ним. А Wi-Fi-радар выполняет роль такой точки доступа, улавливает запрос мобильного устройства и определяет его MAC-адрес.
Обычные роутеры не хранят все MAC-адреса обращающихся к ним устройств, но Wi-Fi-радар действует иначе. Он их сохраняет и передает на сервер для последующей обработки. На этом этапе отсеиваются маки смарт-часов, навигаторов и другой техники, заведомо бесполезной для маркетинга. Здесь же может идти фильтрация по количеству обращений к роутеру с одного MAC-адреса (иными словами, определяется то, сколько раз конкретный человек проходил мимо заведения). При этом сбор данных происходит в зоне действия роутера и обычно ограничивается 50-60 метрами.
Зачем это нужно
Таким образом, Wi-Fi-радар собирает целевую аудиторию пользователей, которая может использоваться для разных целей. Самая простая и безобидная из них — банальный анализ трафика рядом с заведением или анализ конверсии онлайн-рекламы в визиты в кафе, ресторан или торговый цент.
Однако чаще всего такие базы используются для показа таргетинговой рекламы. Ведь согласитесь, показ рекламы кафе людям, которые живут или работают рядом с ним, намного эффективнее отправки рекламы пользователям с противоположного района города. Для этого базы MAC-адресов могут выгружаться в рекламные сети Яндекса, Вконтакте, MyTarget или Одноклассников, и в дальнейшем реклама будет показана только на тех устройствах, которые успели засветиться рядом с заведением. Ну а эффективность такой рекламы, соответственно, многократно вырастет.
Некоторые рекламодатели идут еще дальше и связывают Wi-Fi-радар с картами лояльности или посещением каких-то мероприятий. Представьте, например, что вы сходили на выставку загородных домов, а уже вечером получили «выгодные предложения».
Можно ли избежать слежки?
Да, можно. Достаточно лишь зайти в настройки смартфона и отключить Wi-Fi или использовать сценарии автоматизации, позволяющие активировать его только, если телефон находится в определенном месте. Подобная функция, например, есть у Samsung, и вы можете почитать о ней в нашей статье.
Более того, в теории и Apple, и Google уже давно позаботились о том, чтобы мобильные устройства не выдавали свои реальные MAC-адреса всем подряд. Проблема в том, что это ограничение уже давно успели обойти. Если телефон подключится к известной Wi-Fi сети, он все равно начинает отправлять свой реальный MAC-адрес всем устройствам вокруг, включая и пресловутые Wi-Fi-радары. Да и сами Wi-Fi-радары могут быть настроены так, чтобы представляться MT Free, FreeWiFi или другой популярной публичной сетью. А в этом случае телефон сам с радостью поделится с ним всей нужной информацией.
Законно ли это?
MAC-адреса не относятся к персональным данным, и их сбор, обработка и использование никак не нарушают действующих законов. Поэтому использование Wi-Fi-радаров легально и не нуждается ни в каких дополнительных разрешениях. Да и саму услугу Wi-Fi-радаров предоставляют многие крупные интернет-провайдеры, а ее стоимость совсем невелика и обычно ограничивается стоимостью роутера и ежемесячной абонентской платой в пределах 2-3 тысяч рублей.
Читайте также