Электросамокаты признали полноценным транспортом: что это меняет

Совсем недавно Верховный суд впервые назвал электросамокаты транспортным средством с точки зрения законодательства. Разбираемся, изменится ли теперь жизнь владельцев самокатов.

Электросамокаты признали полноценным транспортом: что это меняет

Pexels

Электросамокаты за последние годы стали очень популярны, но с точки зрения законов и Правил дорожного движения относительно новый тип транспорта вызывал много вопросов. Прежде всего, является ли райдер водителем или пешеходом? От этого зависит, например, какими именно требованиями ПДД он должен руководствоваться при движении. Должен ли ехать по проезжей части, может ли по пешеходной дорожке? А по пешеходному переходу?

Прецедент: самокат признали транспортом 

На днях Верховный суд РФ рассмотрел дело Давита Чепечяна, который в мае 2021 года попал в аварию в подмосковных Химках. Проезжая перекресток, он поворачивал налево, а по встречной полосе при этом двигался человек на электросамокате. 

За несколько метров до автомобиля, судя по камерам наблюдения, райдер потерял управление и упал, ударившись о машину. От полученных травм он скончался. В результате было возбуждено уголовное дело вследствие нарушения ПДД и эксплуатации транспортных средств, повлекшее смерть человека. Чепечян проходил по нему свидетелем. 

Возник вопрос: кто виноват в происшествии? Если райдера считать пешеходом, он не имел права выезжать на проезжую часть, и виноват он. Если самокат — это транспорт, тогда водитель автомобиля не уступил ему дорогу при повороте налево, и в этом исключительно его вина. 

В ходе рассмотрения дела следователь назначил автотехническую судебную экспертизу, и суд признал электросамокат с двигателем мощностью 5,4 кВт и максимальной скоростью до 85 км/ч, на котором передвигался погибший, «механическим транспортным средством». 

Электросамокаты признали полноценным транспортом: что это меняет
Pexels

Что будет дальше

Формально владельцы электросамокатов в отдельную категорию участников дорожного движения правилами пока не выделены, но работа над этим давно ведется. Осенью 2021 года Минтранс и МВД разработали поправки, которые определяют правила дорожного движения для так называемых «средств индивидуальной мобильности», к которым относятся и электросамокаты. В них максимально разрешенная скорость передвижения ограничивается 25 км/ч. 

Электросамокаты признали полноценным транспортом: что это меняет
Pexels

Детям до семи лет позволено передвигаться на электросамокатах по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам и пешеходным зонам в сопровождении взрослых. Гражданам старше 14 лет предложили разрешить передвигаться на электросамокатах по обочине или правому краю проезжей части, но только если нет тротуаров и пешеходных дорожек, с максимальной скоростью на проезжей части не более 60 км/ч. 

Юрист и автор телеграм-канала Юризм Илья Афанасьев уверен, что решение Верховного суда повлияет на ситуацию в целом. 

Самокаты, а особенно их электрические версии, уже давно кроме удобного средства передвижения превратились в кошмар на дорогах и тротуарах больших городов. Я однозначно считаю, что самокат — это транспортное средство и правовые последствия для его водителей должны быть абсолютно равными тем последствиям, которые возникают у водителей автомобилей и мотоциклов.

Так или иначе, я считаю, что необходимо разделять электросамокаты и самокаты с ножным приводом, поскольку потенциальный вред, который могут причинить эти разные самокаты, все-таки довольно сильно отличается. Электросамокат с человеком на нем на скорости 40-60 км/ч превращается в снаряд, который может не только покалечить, но и убить.

Поэтому самокаты с ножным приводом я бы не стал приравнивать к транспортным средствам. Дифференцировать необходимо и электросамокаты — по мощности двигателей и весу, но только для того, чтобы определить размер транспортного налога и стоимость страховки. Мнение Верховного суда однозначно станет руководящим документом для нижестоящих судов. И, скорее всего, электросамокаты теперь будут действительно считаться средством повышенной опасности. 

Это должно и будет иметь соответствующие последствия для пользователей этих устройств при рассмотрении дел о ДТП с их участием. Возможно, в ближайшем будущем страховщики и Центробанк смогут предложить даже полисы КАСКО и ОСАГО для владельцев самокатов. 

Ранее мы писали о том, как выбрать электросамокат и о том, какие модели популярны у россиян.

Рекомендуем