Россияне все чаще предпочитают платное телевидение бесплатному

Судя по статистике, количество пользователей платного ТВ растет каждый год, но не слишком активно.

Россияне все чаще предпочитают платное телевидение бесплатному

За последние семь лет, по данным исследовательских агентств, отечественные операторы неэфирного (платного) телевидения увеличили свою базу на 9,1 млн новых абонентов (домохозяйств). В итоге к концу 2019 года число домашних хозяйств, имеющих доступ к платному телевидению, выросло на 26% по сравнению с 2013 годом и составило 44,2 млн (данные J’son & Partners Consulting), показав среднегодовые темпы роста примерно в 3,3%. А уровень проникновения платного телевидения в России (то есть обеспеченности домашних хозяйств платным ТВ) составил 78% от всех домохозяйств по сравнению с аналогичным показателем 2013 года, равным только 64%.


Есть, куда расти

Но если внимательно посмотреть на эти цифры, то они впечатляют не только динамикой, но и заставляют насторожиться: ведь средний рост чуть более чем на 3% в год выглядит не таким уж динамичным и сигнализируют операторам платного ТВ и топ-менеджерам платных телеканалов, что пора расти интенсивнее. Интенсивнее — в смысле предлагать абонентам платного телевидения новые технологии и услуги, чтобы их заинтересовать на фоне мощной конкуренции с интернетом и не только. 

Александр Лосев, финансовый эк&...
Александр Лосев, финансовый эксперт Alpari:
Что такое проникновение услуги в 78%? Это значит, что рынок почти полностью насыщен такой услугой, и потребитель, в данном случае телезритель может от неё устать и переключить своё внимание на принципиально новую услугу. Да и старое доброе эфирное ТВ не отстаёт: ведь к концу 2019 года более 98,4% россиян получили доступ к 20 каналам бесплатного цифрового эфирного ТВ в стандарте DVBT-2. Это стало возможным благодаря государственной программе перехода на цифровое эфирное телевещание, которая была осуществлена государственным оператором эфирного вещания «Российская телевизионная и радиовещательная сеть».

Наиболее динамичным сегментом платного телевидения, по сравнению с более традиционными и существовавшими на Западе ещё в XX веке кабельным и спутниковым ТВ, является IPTV, то есть телевизионный сигнал, распространяющийся через интернет. За последние семь лет количество абонентов сегмента IPTV выросло в 2,3 раза, до 8,4 млн, а среднегодовые темпы роста числа абонентов в 2013-2019 годах составляли 12% по сравнению с более скромными темпами роста рынка платного ТВ в целом.

У платного ТВ стало меньше преимуществ

До 2019 года платное телевидение привлекало зрителей более широким выбором количества телевизионных каналов, в том числе тематических каналов по интересам, а также более качественным изображением и звуком в цифровом формате. Но сегодня только одной хорошей «картинкой» избалованного качественным бесплатным эфирным ТВ российского зрителя не удивишь. Поэтому операторам связи и платного телевидения ТВ приходится увеличивать свою абонентскую базу за счёт новых интересных предложений, расширения количества телеканалов в предлагаемых абонентам пакетах услуг, выгодных тарифных планов, эксклюзивного контента.

Так, крупнейшие российские операторы связи и платного телевидения, такие как «Ростелеком», «Триколор-ТВ», «Эр-Телеком» и «НТВ Плюс» (в совокупности охватывающие долю рынка платного телевидения в 62%) предлагают клиентам такие высокотехнологичные сервисы как интерактивное ТВ, видео по запросу, мобильные приложения и т.д.). 

Качественно новым явлением в телевизионных технологиях за последние два года стали ОТТ-приложения, развиваемые операторами платного ТВ. ОТТ-приложение позволит вам смотреть любимые телеканалы и телепередачи везде, где есть интернет и с любого компьютера или мобильного устройства это новая услуга по доставке телевизионного сигнала абоненту при помощи Smart TV. В частности, «МегаФон-ТВ» смог существенно увеличить свою долю на рынке платного телевидения в 2019 году именно благодаря продвижению ОТТ-приложений. 

Ещё одним важным нововведением 2019 года стало создание так называемых экосистем услуг, то есть предложение абоненту группы наиболее востребованных видео- и телевизионных сервисов: библиотекам видеоконтента, музыкальных клипов, сериалов и т.д. Так, подобные экосистемы в 2018-2019 годах начали создавать и внедрять «Триколор-ТВ», «МТС», Mail.ru и даже некоторые крупные телекомпании. В октябре 2019 г. стартовал видеосервис More.TV, проект телекомпании «СТС-Медиа», а годом ранее холдинг «Газпром-Медиа» и телеканал «ТНТ» запустили платный видеосервис Premier/List, хорошо востребованный зрителями. 


Как видим, вопрос «что лучше: телевидение или интернет?» до сих пор остаётся открытым, но операторы платного телевидения считают, что на него можно ответить путём интеграции интернет-технологий и привычного нам телевидения, но в новом высококачественном цифровом формате. И если темпы роста даже такого динамичного сегмента как IPTV постепенно начнут замедляться до привычных телевизионному рынку достаточно умеренных темпов, то рынки новых видеосервисов будут расти в разы в ближайшие несколько лет и поддерживать стабильный интерес телезрителей к качественному телевизионному контенту. 

Источник: Alpari