Цифровая революция: прорыв или проклятие человечества?
На конференции по инновационным технологиям Digital Life Design 2017 красной нитью прошёл вопрос о том, как обезопасить себя от последствий внедрения искусственного интеллекта
Несмотря на холод за окном, в аудитории разгорелись нешуточные дискуссии. В Мюнхене в середине января на конференции по информационным технологиям Digital Life Design (DLD) собрались ключевые игроки цифрового мира, включая предпринимателей, инвесторов и исследователей из разных стран. Мероприятие было организовано корпорацией Hubert Burda Media — головным концерном CHIP.
Под девизом «What’s the plan?» (А каков же план?) такие мастодонты как, к примеру, генеральный исполнительный директор Microsoft Сатья Наделла, в течение трёх дней обсуждали вопрос о том, как нам справиться с мощными изменениями в обществе, политике и экономике, которые повлечёт за собой технический прогресс в ближайшие пять-десять лет.
Эпоха роботов
Главной темой конференции DLD этого года стала автоматизация многих сфер жизни, обусловленная растущим применением систем искусственного интеллекта. Проблема не терпит отлагательств: как преодолеть ожидаемую массовую потерю рабочих мест в свете грядущей автоматизации труда? Эта проблема более известна под кодовым названием «Индустрия 4.0».
Так, к примеру, инвестор Джо Шёндорф весьма убедительно предупреждает нас о том, что с полной автоматизацией супермаркета Amazon Go, который открылся в декабре 2016 года в Сиэтле, профессия кассира оказывается буквально на грани исчезновения. И он не считает, что всё решается только получением более качественного образования: «Этот фактор будет иметь вес лет так через двадцать, но что нам делать с теми, кто потеряет работу в ближайшие пять-десять лет?» — спрашивает господин Шёндорф у всех присутствующих. В типичной манере инвестора в сфере технологий он предложил всем участникам конференции создать новую платформу, где безработные смогут обратить свои увлечения в заработок.
Большие перемены ожидают не только розничную торговлю, но и автомобильную промышленность: в дискуссии об автономных автомобилях директор по развитию BMW Клаус Фрёлих выразил уверенность в том, что в ближайшие четыре года на рынке может появиться первый полностью автономный автомобиль. Именно на это направлено сотрудничество BMW с компанией Intel и производителем видеорегистраторов Mobileye, руководители которых также приняли участие в конференции.
Что касается автоматизации, производители рассчитывают на интенсивное развитие новых секторов, например, каршеринга. Возможным считается развитие таких концепций, как долевая собственность: в частности, совместное пользование автомобилем нескольких семей в многоквартирном доме. Такое явление могло бы способствовать разгрузке пробок на городских улицах, так как в целом на дорогах автомобилей станет меньше. Однако водителям автобусов и такси уже сейчас придется привыкать к мысли, что их профессия станет неактуальной примерно с 2030 года.
Автоматизация по-британски
Так или иначе, под угрозой оказываются и более сложные профессиональные сферы, автоматизация которых ошибочно считалась недостижимой. Так, британец Джошуа Браудер наглядно демонстрирует нам это, ведь его чат-бот DoNotPay.co.uk выполняет задачи, которые раньше были под силу только адвокатам. К примеру, после пары простых вопросов бот может дать консультацию о том, можно ли оспорить выписанный штраф или потребовать компенсацию за задержку авиарейса, и сразу же направит заявления в соответствующие органы.
За первый 21 месяц своей работы бот успешно оспорил 160 000 штрафов. Созданный Браудером робот-адвокат специализируется примерно на 1000 различных областях права, и теперь британец намерен сделать следующий шаг и перевести официальные бланки в формат чат-бота. И на самом деле, чат в форме вопросов и ответов для большинства людей кажется куда более естественным, чем молчаливый бланк.
Наделла: искусственному интеллекту требуется демократичность
Звёздным гостем трёхдневной конференции DLD стал глава Microsoft Сатья Наделла. Он тоже рассуждал об искусственном интеллекте и о том, насколько ответственно компания Microsoft будет относиться к новой технологии. По мнению Наделлы, в будущем искусственный интеллект следует демократизировать. Под этим следует понимать, что доступ к таким продуктам с искусственным интеллектом, как голосовой помощник Кортана, должен быть открыт для всех.
Наделла также считает, что использование искусственного интеллекта не должно вести к сокращению рабочих мест. Он не стал бы полностью заменять работников колл-центров системами искусственного интеллекта, даже если такая возможность возникнет, а скорее повысил бы производительность компании при поддержке искусственного интеллекта. Хотя, возможно, эти слова всего лишь забота об имидже компании, ведь на вопрос о том, каким образом он, как глава ориентированной на прибыль компании, будет восполнять возникший конкурентный недостаток, Наделла отреагировал уклончиво.
Очевидно, что вопрос будущего рынка труда оказался настолько важным для организаторов DLD, что к обсуждению этой темы они привлекли представителя духовенства. В лице кардинала Райнхарда Маркса состоялось первое выступление духовного лица на технологической конференции. Он как раз предостерёг как от ложной эйфории, так и от демонизации технических разработок, и призвал всегда ставить на первое место вопрос об их пользе для человечества. И в завершение, как и многие другие, вместо конкретных планов кардинал высказал лишь надежду на светлое будущее.
Вызвал я без знанья духов к нам во двор…
Если бы участников конференции DLD попросили составить план действий по преодолению последствий цифровой революции, то в этом году, по всей видимости, никто не смог бы справиться с этой задачей.
Довольно часто некоторые участники конференции напоминали ученика чародея Гёте, который дал настолько сильный импульс собственному развитию, что не смог с ним совладать. По крайней мере, хорошим знаком можно считать то, что на DLD широко обсуждалась тема этики. Ведь как обернётся для нас грядущая эпоха роботов — хорошо или плохо — зависит только от того, как они будут использоваться — во вред или во благо. И принимают это решение люди — во всяком случае, пока.
ФОТО: Dominik Gigler for DLD/Hubert Burda Media/CC BY-NC-SA 20 (Aufm.); Picture Alliance for DLD/Hubert Burda Media/CC BY-NC-SA 20 (kl. Fotos)