Что такое DLSS и как это работает в играх? Поговорим простым языком об этой технологии

Видеокарты с пометкой RTX могут похвастаться не только трассировкой лучей, но и технологией DLSS. Что это такое и как работает? Об этом и поговорим сегодня.

Что такое DLSS и как это работает в играх? Поговорим простым языком об этой технологии

DLSS — это технология NVIDIA, которая призвана повысить производительность игр без потери качества картинки. Впервые мы увидели, как это работает в Battlefield V и Metro: Exodus. Говоря простым языком, DLSS вначале снижает разрешение изображения, детализирует его с помощью нейросети и подтягивает по качеству, а затем выдает красивую картинку. Все равно сложно? Тогда давайте по порядку.

Что такое DLSS?

Если переводить аббревиатуру DLSS (Deep Learning Super Sampling) на русский язык, то будет выглядеть это примерно так “сглаживание с использованием глубокого обучения”. Вряд ли это вносит какую-то решающую ясность. Становится понятно лишь то, что это технология сглаживания, и то, что используется обучение. Обучение обычно свойственно нейросетям. Именно это и относится к технологии DLSS. Ее появление напрямую связано с технологией трассировки лучей (Ray Tracing). Это новшество, как ожидалось, слишком сильно скажется на производительности, поэтому специалисты из NVIDIA должны были придумать что-то для оптимизации. И придумали. DLSS — технология сглаживания, которая без потери качества картинки улучшает быстродействие. Звучит не реалистично, но факт остается фактом. 

Первая версия — DLSS 1.0 подразумевала следующее: создателям нужно было «загнать» весь графический контент в специальный сверхмощный компьютер NVIDIA, который, с помощью искусственного интеллекта, обрабатывал изображение. Получается, что под каждую отдельную игру писался свой алгоритм DLSS. Это было очень затратно. Если одна нейросеть работала бы на все игры, то трудно представить объем данных, который бы она хранила. Да и картинку DLSS 1.0 выдавала «мыльную». Первое время ходили даже мемы про это. Что-то наподобие такого:

Вторая версия — DLSS 2.0 более простая в реализации. NVIDIA начали оснащать свои RTX-видеоадаптеры 2000-ой и 3000-ой серий специальными «тензорными ядрами», которые автономно справляются с задачей этого самого «сэмплирования». Видеокарты самостоятельно в режиме реального времени оптимизируют изображение, выдавая и высокое качество картинки, и высокую производительность.

Именно 2.0-версия дала толчок развитию технологии DLSS, которое не прекращается и по сей день.

Главный принцип работы DLSS — это сглаживание по типу «суперсэмплинг». Если упрощенно представить себе принцип действия, он выглядит так: картинка отрисовывается в более высоком, чем нужно, разрешении, а затем ужимается до нужного. В итоге цвет каждого пикселя реального разрешения вычисляется на основе нескольких субпикселей виртуального, и качество картинки заметно улучшается. 

«Суперсэмплинг» работает в паре с технологиями глубокого обучения. Алгоритмы используют три типа данных: 

  • изображения текущего кадра в низком разрешении, сгенерированные игровым движком;
  • предыдущий кадр в высоком разрешении;
  • векторы движения для тех же изображений, также сгенерированные движком. 

Используя векторы движения, ИИ понимает, как трансформируется предыдущий кадр в высоком разрешении. И создает текущий тоже в высоком разрешении.

Подпишитесь на наши каналы, что...
Подпишитесь на наши каналы, чтобы не пропустить интересные новости и полезные статьи

Теперь вкратце алгоритм работы DLSS:

  1. Технология изучает исходное изображение в высоком разрешении (разработчик отправляет весь графический контент в NVIDIA — под всеми ракурсами и углами в разрешении 16К).
  2. Видеокарта выдает ту же самую картинку, но уже в более низком разрешении. 
  3. «Тензорные ядра» дорабатывают это изображение, чтобы оно внешне ничем не отличалось от аналога в высоком разрешении (на основе изучения исходного материала в 16К).
  4. На монитор поступает оптимизированная картинка.

Получается, что мы видим красивую графику, в основе которой лежит понижение разрешения, но без ущерба визуальной составляющей.

Для чего нужна DLSS в играх?

Как уже было сказано выше, эта технология помогает повысить быстродействие игры, не прикасаясь при этом к качеству графики. И сработало это, как показывает практика, на «ура».

Получается, что с помощью DLSS мы не только не теряем FPS в пользу красивой графики, но и, наоборот, повышаем этот показатель. При включении этой технологии фпс в играх подрастает в 1.5-2 раза. Во-первых, потому что на сам адаптер снижается нагрузка, а, во-вторых, устройство сильно не греется. 

Как выглядит технология DLSS в играх?

Многие замечают, что при активной DLSS качество изображения чуть-чуть размывается или «замыливается». И происходит это только в статичном положении. Если начать двигаться, то этот эффект «мыла» становится незаметным. Вот, посмотрите сами. 

В качестве примера взяли игру Battlefield V, которая, можно сказать, была первопроходцем технологии DLSS. Справа — технология включена, слева — выключена. Можно заметить, что при активной DLSS картинка немного размывается. Но стоит лишь начать двигаться, и этот эффект пропадает. Вот, посмотрите официальное видео от NVIDIA:

Вряд ли заметна какая-либо разница в качестве прорисовки. Зато FPS при включенной DLSS заметно выше

Давайте посмотрим наглядное видео о том, как DLSS влияет на показатель кадров в секунду. В ролике присутствуют разные игры:

Какие игры поддерживают технологию DLSS?

Таких много. Давайте отметим наиболее достойные, на наш взгляд, проекты:

  • Anthem
  • Battlefield V
  • Battlefield 2042
  • Call of Duty: Black Ops Cold War
  • Call of Duty: Modern Warfare
  • Call of Duty: Warzone
  • Call of Duty: Vanguard
  • Chernobylite
  • Chivalry 2
  • Control
  • Crysis Remastered
  • Cyberpunk 2077
  • Death Stranding
  • Doom Eternal
  • Dying Light 2 Stay Human
  • Enlisted
  • F1 2020
  • F.I.S.T.: Forged In Shadow Torch
  • Fortnite
  • Ghostrunner
  • Grand Theft Auto III — The Definitive Edition
  • Grand Theft Auto: San Andreas — The Definitive Edition
  • Grand Theft Auto: Vice City — The Definitive Edition
  • LEGO Builder's Journey 
  • Marvel's Avengers
  • Metro Exodus
  • Metro Exodus PC Enhanced Edition
  • Minecraft With RTX For Windows 10
  • Monster Hunter: World
  • Mortal Shell
  • Mount & Blade II: Bannerlord
  • No Man's Sky
  • Nioh 2 — The Complete Edition
  • Rainbow Six Siege
  • Red Dead Redemption 2
  • Rust
  • Scavengers
  • Shadow of the Tomb Raider
  • War Thunder
  • Watch Dogs: Legion
  • Wolfenstein: Youngblood

Технология DLSS активно развивается. Выход каждой новой версии — это всегда оптимизация работы и исправление ошибок предшественников.

Получается, что качество картинки в играх будет прогрессировать, при этом не оказывая негативного влияния на производительность. Надеемся, что после прочтения этого материала вопрос «что такое DLSS и как это работает» хотя бы частично прояснился.

Попробовать эту технологию на деле можно, купив RTX-видеокарту 2000-ой или 3000-ой серии. Согласны, что стоит это сегодня недешево, однако, благодаря таким технологиям, как DLSS, эти адаптеры сохранят свою актуальность на долгие годы вперед.


Что еще есть интересного на нашем сайте?


 

Рекомендуем