Электрический или бензиновый: сравниваем надежность техники и инструментов

22.08.2019

Какой инструмент более капризен в работе: бензиновый или электрический? Сравним частоту и характер поломок, периодичность обслуживания и чувствительность к топливу.

Бензиновый инструмент имеет некоторые преимущества по сравнению с электрическим, среди которых мощность, мобильность и отсутствие сетевого шнура. Однако можно ли сказать, что бензиновый инструмент более безотказный, чем электрический? Мы не будем подробно рассматривать плюсы и минусы каждого типа. Сосредоточимся больше на частоте возникающих проблем и необходимости регулярного обслуживания, а также «капризности» комплектующих. Так как сложно в одной статье рассмотреть работу всех видов электрического и бензинового оборудования, для сравнения возьмем цепные пилы.

Частота и количество поломок

Поломки любого бензинового или электрического инструмента можно условно разделить на две части:

  • Поломки двигателя.
  • Поломки остальных узлов устройства.

Остановимся на первом типе поломок, так как конструктивные узлы могут принципиально отличаться на устройствах электрического и бензинового типа и их проблематично сравнивать.

Наиболее частыми неисправностями в электродвигателях бытового инструмента можно назвать:

  • Износ угольных щеток. Угольные щетки предназначены для передачи напряжения от статора на ротор. При регулярном использовании щетки могут прийти в негодность через 1 – 3 года, в зависимости от производителя. Их стоимость в среднем 80 – 100 рублей за штуку, а заменить их можно самостоятельно.
  • Выход из строя ротора (якоря) или статора. Такое случается при перегрузке в сети, когда короткое замыкание подается на коллектор. В этом случае горит обмотка и у той и у другой детали. Однако в большинстве устройств установлены предохранители, которые горят первыми при КЗ, сохраняя «внутрянку» аппарата целой. Стоимость предохранителей не велика.
  • Перегрев двигателя. Бывает при длительной работе. Например, цепная электропила может глохнуть после 15 мин использования из-за плохого охлаждения обмоток.

У бензиновых двигателей поломок гораздо больше и случаются они чаще (хотя многое зависит от интенсивности использования). Вот некоторые из них:

  • Глохнет двигатель из-за «забитого» воздушного или топливного фильтра. Чем в более пыльных условиях работаем, тем быстрее фильтр забивается и раньше нужно его чистить. Эта неисправность является постоянной (периодичной), поэтому чистка нужна регулярная.
  • Неисправность свечей. Здесь проблем может быть довольно много. Например, на свече нет искры, так как ее залило – придется просушивать и ставить опять. В свою же очередь залитие свечи может означать неправильную работу карбюратора. Также свеча может иметь сильный нагар из-за некачественного масла или несоблюдения пропорции при смешивании бензина с маслом для двухтактных двигателей. Отметим, что срок жизни свечи в среднем равен сроку жизни угольной щетки, а стоимость свечи примерно в 3 – 4 раза дороже (зависит от производителя).
  • Нагар в глушителе. Может свидетельствовать о неправильной работе поршневой группы. Здесь нужно будет почистить глушитель от нагара, а возможно дополнительно отрегулировать работу поршневой группы, что самостоятельно сделать проблематично и придется нести в сервисный центр.
  • Забился карбюратор. Решается разборкой и чисткой без обращения в сервисный центр. В среднем для бензопилы, которая находится в регулярном использовании такая чистка понадобится раз в полгода.
  • Неправильная работа карбюратора. Потребуется регулировка карбюратора, которую без определенных навыков сам не сделаешь, поэтому придется нести в сервисный центр.
  • Неисправность бензонасоса. Может сочиться бензин из-под уплотнительной прокладки, которую придется заменить.

Из вышеперечисленного видим, что проблем у бензинового двигателя больше и возникают они чаще. Некоторые из них можно решить простой регулировкой или чисткой, а иногда придется полностью менять деталь. Конечно, в электродвигателе тоже случаются серьезные проблемы, например, когда сгорает якорь и его нужно полностью менять. Однако такие затратные поломки случаются гораздо реже, чем в бензиновом оборудовании.

Необходимость регулярного обслуживания

Бензиновое оборудование нуждается в следующем обслуживании:

  • Чистка воздушного и топливного фильтров – минимум раз в два месяца при интенсивном использовании.
  • Чистка сапуна. Это клапан, выравнивающий давление в баке. Он может забиться грязью, из-за чего устройство не заведется. Чистка требуется только в случае загрязнения.
  • Чистка глушителя. Глушитель необходимо чистить от нагара с периодичностью в 6 – 8 месяцев (при постоянном использовании).
  • Консервация устройства. Большинство бензиновых садовых устройств работают с апреля по октябрь, а на зиму консервируются (кроме снегоуборочных машин). Для этого необходимо слить топливо из бака, а оставшееся в трубках выработать, включив устройство на холостом ходу. Затем нужно почистить полностью устройство и смазать маслом узлы. Прибор просушить и упаковать.

Электрическое же устройство не имеет всех узлов, связанных с поступлением, обработкой и сгоранием топлива, а значит и не нуждается в подобной чистке. Также консервация устройства на зиму заключается в обычной очистке от пыли и грязи, и высушивании металлических узлов для предотвращения возникновения коррозии. Единственное, что придется менять регулярно, так это угольные щетки.

Чувствительность к топливу

Электродвигатель чувствителен исключительно к перепадам напряжения, из-за чего может выйти из строя предохранитель или в самом худшем варианте ротор со статором. Однако само по себе электричество, как энергия, не имеет каких-либо «некачественных» составляющих, которые могли бы повлиять на работу двигателя.

Другое дело бензиновый двигатель – он очень чувствителен к качеству бензина или бензо-масляной смеси. Например, для двухтактных двигателей, коими оснащается большинство бензоинструмента, важно соблюдение точных пропорций при смешивании топлива и масла. При большом количестве масла двигатель начнет чадить, а при недостаточном будет быстрее изнашиваться поршневая группа. Также двигатель может чадить из-за плохого бензина, купленного на неизвестной АЗС. Масло же в большинстве случаев нужно использовать только «родное», а китайский или отечественный «ноунейм» быстрее убьет поршневую систему.

Отметим еще одну особенность бензинового ДВС – при прочих равных он хуже заводится на холоде, чем электрический. Иногда нужно немало времени дергать за «шморголку», чтобы завести устройство.

Выводы

Бензиновое оборудование обойдется дороже в обслуживании и его придется чаще чистить и настраивать. Также оно очень чувствительно к топливу, поэтому нужно внимательно относиться к покупке бензина и масла. Консервация и хранение зимой сложнее, чем у электрических агрегатов.

В оправдание же бензинового оборудования скажем, что в некоторых случаях его применение – единственно возможный выход, например, если необходимо валить в лесу деревья или нужно использовать агрегаты высокой мощности.

Возможно вы не согласны с определенными аргументами в статье или наоборот есть чем поделиться в плане безотказности бензинового или электрического оборудования – поделитесь своим мнением в комментариях!

Читайте также: