Почему дождь не замыкает провода высоковольтных линий?

30.11.2019

Казалось бы, дождь идет стеной, а никаких КЗ ни на ЛЭП, ни в троллейбусных линиях не происходит. Феномен? Нет, элементарная физика.

Всем известно, что вода значительно уменьшает сопротивление объекта электрическому току при попадании на него. Например, токопроводимость ладоней человека значительно увеличивается, если они влажные. Но почему же тогда не происходит короткого замыкания между проводами ЛЭП или троллейбусной линии, если идет сильный ливень? Все довольно просто.

В каком случае может возникнуть КЗ на линии?

Все мы знаем, что короткое замыкание – это электрическое соединение фаз между собой или фазой и землей, нарушающее работу электроустановки. Чтобы произошло КЗ на линии ЛЭП, между собой должны каким-то образом соединиться фазы или фаза и земля.

В нормальном режиме каждый из проводов находится примерно в 50 — 60 см от другого (значение для линий до 1000 В; расстояние зависит от того, как закрепили электрики каждый провод на траверсе), поэтому соединение проводов произойти не может никак.

Чтобы во время дождя произошло соединение двух проводов, дождь должен литься сплошным потоком, но такого естественно даже в теории не может произойти. Поэтому сам по себе дождь не коротит провода. Кто-то возможно скажет: «Ну, может, пробой произойдет на металлическую траверсу через изолятор?». Давайте разберемся и с этим моментом.

Изоляторы, на которые крепятся провода к траверсе, изготовлены из стекла или фарфора. Эти материалы являются диэлектриками, поэтому электричество не проводят. Однако, когда на них попадает вода, то какую-то часть электричества они все же проводить могут. Но вот вопрос: может ли электричество двигаясь по мокрому изолятору, попасть на металлический штырь траверсы?


Обратите внимание на иллюстрацию: ток может стекать по влажной юбке изолятора. Однако под юбку он спуститься не может. Вероятность того, что изолятор окажется полностью мокрым (причем количества воды с примесями должно быть реально много) ничтожно мала, поэтому пробоя быть не может. Тот же принцип действует и с троллейбусными линиями: вода не может полностью замкнуть цепь из двух проводов, поэтому КЗ не возникает. Исключение составляет мокрая упавшая на провода ветка, которая может стать проводником тока. А вот лед не проводит ток, поэтому полностью обледеневшие провода с изоляторами не дают пробой на землю.

Пробой при наведенном напряжении

Существует правда еще так называемое наведенное напряжение. Оно возникает на отключенных проводах в следствие воздействия электромагнитного поля от рядом стоящих высоковольтных линий. Однако наведенное напряжение редко бывает в сухую погоду. Зачастую пробой бывает, когда на улице туман и влажность очень высокая.

Причем стоит отметить, что в туман вероятность наведенного напряжения выше, чем в дождь, так как частицы воды при тумане легче и не успевают осесть на земле, в то время как капли дождя, падая на землю, не успевают создать условия для влияния электромагнитного поля. Вот почему часто электрики могут чувствовать некоторое биение током, когда в туман ремонтируют отключенную линию при рядом стоящей высоковольтной. Причем наблюдался следующий феномен: линия в 6 – 10 кВ пробивала на расстоянии 1 – 1,5 м, а высоковольтная в 110 кВ на расстоянии 15 м.

Читайте также: