Как правильно «прикурить» автомобиль, чтобы не навредить его здоровью?
Если автомобиль не заводится утром из-за подсевшего аккумулятора, это не повод идти на работу пешком. Просто запаситесь перед зимой качественными проводами для прикуривания и подружитесь с соседями по стоянке. Или воспользуйтесь пусковым устройством — сейчас обо всем расскажем.
- Что значит «прикурить»?
- Когда нельзя «прикуривать»
- Какие провода выбрать
- Инструкция по «прикуриванию»
- Альтернативный способ
Проблема пуска двигателя в мороз была актуальна во все времена. Современные автомобили напичканы электроникой, различными обогревами, мультимедийными системами — это создает дополнительную нагрузку на аккумулятор и генератор. Но и физические процессы никто не отменял: при низких температурах батареи теряют емкость, а масло становится более вязким. Это осложняет запуски двигателя: может получиться так, что АКБ хватит лишь на пару попыток прокрутить коленвал стартером. Особенно, если аккумулятор уже старше 5 лет.
Что делать, если батарея «села»? Зарядить ее в стационарных условиях — ну, или купить новую, если та уже слишком изношена. Если же поездку отменять нельзя, стоит попробовать «прикурить» от другой машины
Что значит «прикурить»?
Для работы ДВС нужна искра, подача топлива, просчеты состава смеси на основе датчиков. Иными словами, без электричества — никак. Так что завести машину с «мертвой» АКБ становится практически нереально даже с толкача — тем более, если речь идет о версиях с автоматической коробкой передач. Поэтому для старта двигателя придется нести с собой заряженную батарею.
Или подключиться к аккумулятору другой машины — то есть, «прикурить». Для этого понадобятся специальные пусковые провода, а также заведенный автомобиль с похожими характеристиками бортовой сети. Последний, кстати, можно заменить пусковым устройством — подобием повербанка для смартфона.
Когда нельзя «прикуривать»
Перед попыткой завести авто с помощью пускового устройства или другого автомобиля изучите тему и убедитесь, что вашему автомобилю такое не противопоказано. Обычно об этом пишут в руководстве по эксплуатации. Также стоит воздержаться от «прикуривания», если ваш автомобиль или ваша ситуация соответствуют одному из перечисленных ниже пунктов:
-
Имеется неисправность аккумулятора. Например, если у АКБ есть внешние повреждения, разгерметизирован корпус, имеются протечки, окисление и вздутие. -
Не совпадают характеристики бортового напряжения. Учтите, что в некоторых автомобилях установлены аккумуляторы на 24 В. Например, в грузовых — соединять их с обычными АКБ на 12 В запрещено. -
Несоответствие по мощности. Если вы будете пытаться завести кроссовер или микроавтобус с очень емкой батареей от малолитражки с небольшим аккумулятором, у вас вряд ли что-то получится. В лучшем случае аккумулятор большей емкости высадит донора, в худшем — спровоцирует выход АКБ из строя. -
Проблемы с двигателем. Не стоит тратить заряд соседского аккумулятора, если старт двигателя невозможен из-за какой-то неисправности. Лучше обратиться к выездному диагносту или отбуксировать неисправный автомобиль в сервис, где исправят поломки и даже подзарядят севший аккумулятор.
Если с этим все в порядке, и ваш аккумулятор просто «ослаб» на сильном морозе, то можно переходить к запуску. Только не забудьте выбрать правильные провода.
Какие провода выбрать
От качества так называемых «крокодилов» зависит успех «прикуривания».
Поэтому при выборе проводов нужно обратить внимание на несколько аспектов:
-
Провода должны быть выполнены из меди. Медные жилы имеют низкое сопротивление, поэтому будут без проблем передавать севшему аккумулятору необходимую мощность. Например, дешевые алюминиевые провода могут выдержать только низкие пусковые токи, а при попытке завести мощный автомобиль они нагреются и расплавятся. -
Диаметр сечения. Но только не оплетки, а самих медных жил. Обычно хватает проводов с сечением 12–14 мм. Варианты меньше 10 мм можно брать, если у вас скромная малолитражка. -
Качество оплетки. Чтобы «прикуривание» не превратилось в пожар, покупайте провода с качественной оплеткой. Во время запуска автомобиля через них будет проходить ток, по мощности превышающий сварочный. Если изоляция окажется некачественной, начнет плавиться, это может привести к печальным последствиям как для техники, так и для людей. -
Тугие зажимы. «Крокодилы» на проводах должны быть оснащены мощными пружинами и контактными площадками, которые позволят максимально надежно прицепиться к клеммам аккумулятора. -
Длина. При выборе проводов не забываем обращать внимание на их длину. Лучше, чтобы она была не менее 2,5 м — так будет проще «дотянуться» до второй машины.
Учтите: гарантированно хорошие варианты стоят недешево. Например, за трехметровые AUTOPROFI AGR500 с медными жилами просят около 5000 рублей.
Если для вас это дорого, можно взять вариант попроще. Например, Аллигатор BC-600. Там хотя и алюминий, но заявлен ток до 600 А — хватит даже для автомобилей с бензиновыми двигателями до 6 л и дизельными до 3,5.
Теперь можно приступать к пуску.
Инструкция по «прикуриванию»
Залог успешного и безопасного прикуривания — надежное крепление зажимов на клеммах. Если в уже подключенной цепи зажим с плюсовой клеммы соскочит и коснется «массы», возникнет короткое замыкание. Поэтому не поленитесь как следует зафиксировать зажимы. В темное время суток (а зимой большую часть дня темно) можно использовать фонари с питанием как от прикуривателя, так и от аккумулятора. Есть модели, которые крепятся к капоту и не мешают работе с проводами — например, Greenworks G24UHL. Этот прожектор можно зафиксировать на крюке в подходящее отверстие или непосредственно на капоте (крюки имеют специальное покрытие, которое не царапает лакокрасочный слой). Для питания используется стандартная 24-вольтовая батарея Greenworks — на такой же работает практически весь электроинструмент бренда. Две лампы дают световой поток до 1200 люмен, чего вполне достаточно для хорошего освещения всего подкапотного пространства.
Чтобы избежать повреждения электроники автомобилей, во время соединение «донора» и «реципиента» необходимо строго соблюдать последовательность подключения.
Порядок действий таков:
- Перед «прикуриванием» необходимо найти клеммы у обоих автомобилей. Например, в легковых моделях аккумуляторы устанавливаются под капотом, а у кроссоверов и минивэнов батареи могут находиться в багажнике. В таком случае необходимо поискать дублирующие клеммы под капотом. Убедитесь, что контакты не окислены и не повреждены.
- Проверьте провода — состояние оплетки, а также «крокодилов». На них не должно быть ржавчины.
- Припаркуйте автомобиль-донор максимально близко к своему, чтобы провода не были излишне натянуты и не соскочили во время запуска.
- Выключите зажигание на автомобилях и убедитесь, что коробки переведены в режим нейтрали, а также затянуты ручники.
- Перед соединением аккумуляторов проводами внимательно изучите маркировки. На разных АКБ может отличаться расположение клемм — например, в машинах французских марок батареи часто имеют обратную полярность, то есть «плюс» и «минус» поменяны местами.
- Подключаем один конец красного провода к плюсовой клемме донора.
- Соединяем второй разъем с плюсовой клеммой аккумулятора реципиента.
- Подключаем черный провод к минусовой клемме донора.
- Соединяем второй конец с «массой» автомобиля, который нужно запустить. Местом соединения может послужить любая металлическая неокрашенная деталь. Но лучше всего цеплять провод к блоку цилиндров.
- После соединения рекомендуется подождать 10–15 минут, чтобы севший аккумулятор немного подзарядился. Это снимет нагрузку с проводов и бортовой системы донора во время запуска.
- Запускаем.
- Если запуск удался, даем двигателю поработать еще 5–10 минут, чтобы он успел набрать минимальный заряд, необходимый для работы навесного оборудования.
- Если завестись не удалось, можно попробовать более агрессивный способ — завести автомобиль-донор и, удерживая на нем обороты в районе 2000 об/мин, попытаться зарядить севший аккумулятор.
- Через 10 минут глушим донор и пробуем заводить свой авто снова.
- После завершения действий необходимо отключить провода в обратном порядке.
ВНИМАНИЕНи в коем случае не пытайтесь соединять оба автомобиля с заведенными двигателями. Это в 99 % случаев выведет из строя управляющую электронику, что приведет к дорогостоящему ремонту.
Альтернативный способ
Важно понимать, что во время «прикуривания» всегда существует риск вывести из строя свой автомобиль и автомобиль неравнодушного соседа. Поэтому старайтесь прибегать к этому способу максимально редко и следите за состоянием автомобиля, чтобы не испытывать проблем с запуском в морозы.
Но, не исключены случаи, когда аккумулятор разряжается внезапно и посреди трассы, где поиск донора с проводами может растянуться на долгое время. Поэтому мы рекомендуем купить вместо проводов портативное пусковое устройство или бустер. Средней по характеристикам модели должно хватить как минимум на пару пусков. Некоторые даже умеют заряжать аккумуляторы.
Еще по теме: