Что такое инди-игры и чем они отличаются от остальных?

Вы наверняка встречали слово "инди", когда читали описание игр. И это никак не связано с Индией и инди-роком. В этой статье мы расскажем, что такое инди-игры простыми словами и поговорим о том, почему это интересно.

Что такое инди-игры и чем они отличаются от остальных?

Когда вы подбираете себе игру на вечер, то нередко сталкиваетесь со словом «инди» в описании или в категориях жанра. Некоторых это отпугивает — они считают, что это не заслуживает внимания, так как сделано энтузиастами. Другие же, наоборот, именно такие проекты и подыскивают. Но что этот термин означает на самом деле? Давайте обсудим.

Содержание:

Что такое инди-игры?

Все очень просто: слово «инди» в конкретном случае взято с английского Independent (на русском — «независимый»). То есть разработчик не зависит от издателя и готовит продукт самостоятельно. Чаще всего подобные проекты пишет один человек, иногда — команда энтузиастов. Деньги на разработку кладутся из собственного кармана, но бывает и так, что бюджет собирается через краудфандинговые платформы. Что это такое? Автор публикует концепт будущей игры: показывает стиль рисовки, рассказывает вкратце сюжет и описывает геймплей. Если люди заинтересовались, то переводят определенную сумму в бюджет проекта. Взамен они, конечно же, получат копию игры на релизе (плюс ранний доступ, если возможно), а также дополнительные награды (чаще косметические). Особенно щедрым инвесторам автор продукта может выслать по почте фигурку персонажа или элемент снаряжения, отпечатанный на 3D-принтере. Если вы думаете, что выпуск игры через краудфандинг — это не распространенное явление, то вот вам список хитов, которые увидели свет именно благодаря пословице «с миру по нитке»:

  • Darkest Dungeon.
  • Shenmue III.
  • Wasteland 2 и 3.
  • Pathfinder: Wrath of the Righteous.
  • Getting Over It.
  • Psychonauts 2 и др.

Конечно, это не мировые ААА-шедевры, но в кругу геймеров достаточно популярные продукты. Стоит также отметить абсолютного рекордсмена краудфандинга, проект Star Citizen. Это просто нечто: бюджет игры уже перевалил за отметку $700 млн, а релиз все переносится и переносится. Средства собираются с 2012 года, а точной даты выпуска до сих пор нет. Так что, как видите, понятие «инди» это не всегда про скромный бюджет разработки.

Почему инди-игры интересны?

Затраты на разработку ААА-проектов неумолимо растут. В 2024 году это стоит не менее $200 млн. Сюда заложен и труд специалистов, и расходы на рекламу. Очень дорого. Именно поэтому цены на игры постоянно растут. Высокий риск вынуждает всех причастных к этому ремеслу создавать уже проверенную временем продукцию: ремейки и сиквелы. Переделать успешный некогда проект или выпустить следующую часть — звучит как отличный план не прогореть. Вот почему сегодняшняя ситуация на рынке игр названа «эпохой ремейков». И это неудивительно, ведь если взять недавнюю ситуацию с Concord, то становится совсем грустно. Только представьте, релиз готовился целых 8 лет, а потрачено на его проектирование, разработку и маркетинг около $400 млн! Ну, и что: сервера отключили спустя 2 недели после выхода, а всем купившим Concord вернули деньги. Очень печально — никакие культурные слова не подойдут, чтобы описать ситуацию в полной мере. Это плохой знак для потребителей: геймдизайнеры теперь будут еще более осторожными, а реймеков и сиквелов станет еще больше. И тут на помощь приходят инди-игры!

Разработчики независимых проектов не боятся экспериментировать, ведь они не обязаны заиметь ошеломительный успех. Они просто готовят свое детище к выходу и с нетерпением хотят почитать отзывы игроков. Здесь чаще речь не про бюджет, а людской труд. Ведь если ты один, и за рекламу платить не нужно, то деньги будут тратиться лишь на пропитание, оплату электроэнергии и интернета. Именно в среде инди-игр зарождаются новые механики и свежие геймплейные фишки — все благодаря экспериментам и смелости разработчиков. Мало кто знает, но его величество Minecraft (самая продаваемая игра в мире) был создан одним человеком! И на старте продукт считался инди-проектом. Кто бы мог подумать, что пиксельные кубы так сильно встряхнут геймерское сообщество. Свежие идеи, смелость во внедрении игровых механик, стильный визуал и упор на повествовании — вот чем славятся инди-игры. Как правило, автор делает ставку на определенный аспект и доводит его до совершенства: будь то графика, сюжет или геймплей. Ведь жанр инди-игры что это если не площадка для геймдизайнерских экспериментов, где рождаются инновации?

Преимущества инди-проектов:

  1. Свежие идеи. Разработчики стремятся выделиться на фоне остальных и привнести нечто новое в геймдев. Если крупные издательства заняты тем, чтобы их детище заработало как можно больше денег, то независимое творчество стремится понравиться игрокам. В их интересах создать что-то необычное, чтобы собрать как можно больше восторженных откликов. И, если внедренная геймплейная механика сработает, то можно доработать ее и перенести в новый продукт, где упор будет сделан уже на другом. Иногда случается и так, что после успешного запуска инди-игры, сиквел выходит уже под руководством крупного издательства. 
  2. Упор на конкретном аспекте. Как правило, инди-разработчики делают ставку на что-то конкретное, когда готовят продукт. Или это красочный визуал с милым саундтреком, или это душещипательная история, или же это крутой динамичный геймплей со свежими фишками. Но бывает и так, что из трех этих составляющих проект вбирает в себя не один, а сразу два аспекта (а то и все три)! Возьмем, к примеру, Dead Cells: яркие краски стильного визуала в сочетании с бодрым и увлекательным геймплеем лишены какого-либо сюжета (за исключением крутых отсылок и "пасхалок"). Или же Disco Elyseum, где шедевральное повествование смешано со стильной графикой и самобытными саундтреками, а сам геймплей однообразен и скучен. Но все же один из этих трех аспектов всегда развит сильнее остальных: если смотреть на Dead Cells, то главенствует здесь геймплей, а в Disco Elyseum лидирует сюжет и то, как он подается.
  3. Разработчик чутко реагирует на отзывы игроков. Это огромный плюс. Автор проекта отзывается на комментарии пользователей и вносит в игру изменения, которые заказывает большинство игроков. Доработка и оперативная реакция на фидбэк — две параллельные линии, ведущие к качественному продукту на выходе.  

Недостатки инди-проектов:

  1. Репутация. Хотелось бы начать с этого пункта и отнести его именно в минусы. Да, мы согласны, что многие геймеры сознательно ищут, во что поиграть, в категории инди-проектов. Но это лишь небольшая прослойка опытных игроков, которые не покупаются на современные графические технологии. Большая часть современных геймеров хотят трассировки лучей и стабильных 60 FPS. Они замеряют частоту кадров в секунду и играются с настройками видео прежде чем по-настоящему приступить к прохождению. И вот этого как раз и не могут дать 99,9% независимых проектов. Современные геймеры думают, что инди-игры это какие-то ограниченные продукты для слабых ПК.
  2. Высокая конкуренция. Когда нет расходов на рекламу, то шансы быть замеченным стремительно приближаются к нулю. Чего уж говорить о том, чтобы привлечь внимание к проекту на краудфандинговых платформах. Это практически нереально. А конкуренция в мире инди-игр очень высокая. Чем это плохо для нас, игроков? Очень много действительно стоящих продуктов ускользают мимо наших глаз. И чтобы их найти понадобится много времени. Также стоит отметить, что сам рынок инди-проектов уже переполнен схожими тайтлами, поэтому поиски годноты отнимают слишком много времени у любителей "индюшатины".

Среди недостатков также можно отметить и отсутствие рекламы, и ограниченные возможности автора проекта. Без маркетинга о выходе игры пишут только пользователи в комментариях на Reddit, а под ограниченными возможностями мы имеем в виду автора, который и рисует, и сценарий готовит, и программный код пишет, да еще и музыку подбирает среди бесплатных сэмплов. Вряд ли можно быть одинаково хорошим специалистом сразу во всех направлениях.

Где можно следить за выходом интересных инди?

В русскоговорящей среде вы не сможете держать руку на пульсе независимого геймдева. Нужно читать X (Twitter) и тематическую ветку на Reddit. На платформе X можно отметить пользователя Oliver Snyders. Он годами увлекается инди-направлением и не пропускает ни одного стоящего релиза. Такие продукты по-тихому появляются на платформе Steam, и обнаружить их можно по пометкам Indie/инди в тегах. Очень часто распространяются бесплатно или за символическую плату (до 100 рублей). 

Надеемся, теперь вы знаете, что такое инди-игры и как их отличить от ААА-проектов. А больше интересных материалов про игровую индустрию как всегда — на нашем сайте:

Рекомендуем