Система ABS в автомобиле: сокращает ли она тормозной путь?
Изучаем главный факт о системе, которая знакома абсолютному большинству водителей.
Большую часть водителей интересует разгонная динамика их автомобилей, но вот об эффективности тормозной динамики задумывается мало кто. А ведь уверенное замедление и торможение до полной остановки важны для безопасности гораздо больше, чем максимальная скорость. И огромную роль в безопасность на дорогах вносит антиблокировочная система (АБС или ABS), которой оснащается абсолютное большинство современных автомобилей — система обязательна с 2004 года .
Как работает АБС
С того момента, как у человечества появились колесные транспортные средства, перед инженерами встал вопрос, как повысить эффективность замедления. Особенно на заре развития автомобилестроения, когда тормоза были механическими и не имели усилителя — водитель со всей силы давил на педаль, блокируя колеса. А заблокированные колеса охотно скользят и очень неохотно замедляют транспортное средство, потому что коэффициент трения скольжения заблокированного колеса по дорожному покрытию ниже коэффициента трения покоя катящегося колеса. Кроме того, вращающееся колесо еще и позволяет сохранить управляемость автомобиля, потому что на заблокированных колесах даже с полностью вывернутым в сторону рулем машина будет скользить по инерции.
Решить эту проблему — обеспечить достаточно эффективное для замедления давление в тормозной системе и не допустить блокировку колес — призвана система АБС. Первые прототипы появились еще в 1930 годы, но в то время электроника была недостаточно развита, чтобы обеспечивать эффективную работу системы и ее массовое распространение. Ждать пришлось до 1978 года, когда Bosch создал пригодную для серийного производства систему — первым серийным автомобилем с системой АБС стал легендарный Mercedes-Benz W116, причем для него это была достаточно дорогая опция.
За прошедшие десятилетия система прошла огромный путь и превратилась в передовую технологию активной безопасности (читай, она помогает избежать аварии), но принцип ее работы остался неизменным. АБС состоит из блока управления, который получает данные о скорости вращения колес (в первых системах контролировались два колеса, а сейчас датчики стоят на каждом колесе), а если фиксируется разница, то электроника автоматически регулирует тормозное усилие, уравнивая скорость вращения колес, а затем повышает давление для замедления. Современные АБС меняют тормозное усилие несколько десятков раз в секунду, чтобы помочь водителю.
Сокращает ли АБС тормозной путь
В идеальных условиях, на ровной и сухой дороге, соперничать с электроникой не в состоянии ни один, даже самый профессиональный и подготовленный, водитель. АБС в автоматическом режиме — и чем современнее автомобиль, тем эффективнее ее работа — "жонглирует" тормозным усилием на грани блокировки колес. И да, вмешательство системы позволяет сократить тормозной путь. И чем более качественные шины стоят на автомобиле, тем интенсивнее замедляется машина. Австралийское исследование 2004 года, проведенное Центром исследования несчастных случаев Университета Монаша, показало, что АБС снижает риск ДТП с участием нескольких транспортных средств на 18%.
Но есть ситуации, когда АБС не просто не уменьшает, но и может увеличивать тормозной путь. Например, на заснеженной дороге, когда заблокированные колеса "нагребают" перед собой снег (аналогичный эффект в песке и гравии) и тем самым помогают замедлиться. Или на льду, на ошипованных покрышках, когда система не позволяет колесам блокироваться, а именно на заблокированных шинах шипы лучше вгрызаются в лед.
Исследование Национальной администрации безопасности дорожного движения (NHTSA), проведенное в июне 1999 года, показало, что ABS увеличивает тормозной путь на рыхлом гравии в среднем на 27,2%.
Так что относительно сокращения тормозного пути все зависит от типа покрытия под колесами, но преимущество и задача АБС в другом — система позволяет сохранить управляемость автомобиля. На заблокированных колесах, повторимся, машина будет упорно ехать прямо, как бы сильно вы ни крутили руль, а на машине с АБС вращающиеся колеса позволят маневрировать — например, можно будет объехать препятствие с одновременным замедление автомобиля.
Кроме того, в современных автомобилях ABS работает в связке с другими ассистентами водителя, что позволяет существенно снизить риск аварийной ситуации. А на случай езды по рыхлой поверхности автопроизводители предусматривают либо возможность полного отключения АБС по выбору водителя, либо особые алгоритмы работы системы с учетом типа покрытия под колесами.
Как правильно тормозить с АБС
Для водителя автомобиля с антиблокировочной системой важно выработать правильную привычку тормозить в экстренных ситуациях. В случае необходимости остановить машину, необходимо быстро и резко прожать педаль тормоза до упора — появившаяся на педали характерная вибрация подскажет, что система работает. Если вы вынуждены тормозить до срабатывания АБС, педаль надо держать выжатой в пол до полной остановки. Если ситуация позволяет, можно, не отпуская педаль, попробовать объехать препятствие на пути.
Итак, если на оснащенном системой АБС автомобиле необходимо экстренно затормозить, необходимо:
- Интенсивно выжать педаль тормоза до упора;
- Дождаться подтверждающей срабатывания АБС пульсации на педали;
- Продолжать удерживать педаль тормоза нажатой до упора до полной остановки;
- При необходимости и возможности — попытаться объехать препятствие.
Кроме того, система АБС может срабатывать на скользкой и неровной поверхности, но этого пугаться не стоит — подобные режимы работы вполне нормальны. И в идеале каждому водителю стоит на закрытой площадке в безопасной обстановке попробовать затормозить до срабатывания АБС, чтобы понять, как она работает и как ведёт себя автомобиль в такой ситуации.
Но если систему АБС устанавливают на автомобили на заводе и самостоятельно дооснастить свою машину такой полезной опцией не получится, ничто не мешает вам доработать автомобиль новой более функциональной мультимедийной системой с AliExpress или прокачать собственный смартфон программами для автомобилиста ради более удобных и комфортных поездок каждый день.