Практический тест автопилотов Tesla и Audi Q7
Два года до полной автономности: столь быструю эволюции обещает только Илон Маск. Мы расскажем, в чем электрокары Tesla превосходят такие высокотехнологичные авто как Audi.
«Действительно ли этот автомобиль сам отвезет меня к вокзалу?» — спросил коллега в начале испытания. Конечно же, нет. Однако это недоразумение не случайно: при каждом выступлении Илон Маск, глава компании Tesla, нахваливает функцию автопилота своего автомобиля, которая, вероятно, является уже более надежной, чем водители-люди, и обеспечивает полностью автоматическое перемещение автомобиля. Действительные «умения» модели Tesla S мы проверили, сравнив ее с немецким конкурентом (Audi Q7), оснащенным всеми системами помощи водителю.
Начнем с модели S: в меню настроек на огромном центральном дисплее в пункте «Автопилот» доступны две функции: «Ассистент рулевого колеса (бета-версия)» и «Система помощи при перестроении». Если эти две функции включены, Tesla «сканирует» окрестности перед автомобилем с помощью системы камер и радарного датчика. Как только система распознает полосу движения (используя дорожную разметку), на приборной панели появляется символ руля.
При двукратном нажатии на рычаг системы круиз-контроля управление принимает на себя ассистент рулевого колеса: легкими импульсами руля он удерживает автомобиль на полосе движения. Одновременно система круиз-контроля поддерживает необходимую дистанцию от впереди идущего автомобиля. Правильность распознавания системой окрестностей отображается на дисплее приборной панели: здесь показаны распознанные полосы движения и автомобили; в последней версии ПО они представлены в виде небольших символов легковых автомобилей, грузовиков и мотоциклов.
Автоматическая поездка через всю страну
На свободной магистрали мы привыкаем к автопилоту и определяем, чего он не умеет: в систему круиз-контроля не включены ограничения по скорости. Строительные площадки с противоречивыми знаками перегружают систему. Систему помощи при перестроении следует воспринимать исключительно как демонстрацию технологии: она включается с помощью указателя поворота, работает только в том случае, если руки расположены на руле, доступно много свободного места на соседней полосе и только со значительной задержкой.
Первое испытание автопилота на извилистой дороге впечатляет: Tesla двигается по трассе и направляется как будто волшебной палочкой, однако только до тех пор, пока дорожная обстановка является однозначной. Система неоднократно предложит водителю положить руки на руль. Однако, в зависимости от условий, можно проехать несколько километров без каких-либо вмешательств.
В пробке автомобиль автоматически двигается в общем потоке. При этом система в дополнение к камере и радару использует расположенные по периметру ультразвуковые датчики: идеальный вариант. При непрерывном городском движении водителю не следует полагаться на автопилот: система ненадежно определяет бордюры и островки безопасности. Взаимодействие автопилота со светофорами так же, как и со знаками на строительных площадках или при заезде в узкие места, пока не отлажено. На пути к вокзалу Tesla доехала бы ровно до ближайшего перекрестка.
Audi делает ставку на безопасность
Пересаживаемся в Q7. Новый внедорожник Audi, вплоть до представления следующей модели A8, обладает самой эффективной системой помощи водителю среди автомобилей Audi. Сенсорная технология при этом превосходит таковую у Tesla; окрестности впереди себя Q7 контролирует с помощью камеры и двух радарных датчиков. В отличие от Tesla, в Q7 также есть задний радарный датчик, определяющий быстро приближающиеся автомобили на полосе обгона.
При движении в стиле «старт-стоп» Q7 ведет себя аналогично Tesla. Немецкий автомобиль уже через несколько метров предупреждает водителя о необходимости держать руки на руле. При больших скоростях Audi в принципе умеет то же самое, что и модель S: система контроля полосы удерживает автомобиль на своей полосе движения, адаптивный круиз-контроль регулирует скорость.
В отличие от Tesla, Audi понимает их как «чистые» функции обеспечения безопасности. Поэтому ассистент рулевого колеса позволяет автомобилю медленно перемещаться между ограничительными линиями. При игнорировании предупреждения «Положите руки на руль» через несколько метров автомобиль останавливается.
Системы помощи действуют очень осторожно; в то время как Tesla автоматически перемещается и вдоль припаркованных автомобилей, системам Audi требуется ограничительная линия или распознанный бордюр с хорошим контрастом.
Однако Audi может больше. Q7 регулирует скорость согласно ограничениям. При этом автомобиль использует не только систему распознавания дорожных знаков, но и сохраненную в навигационной системе информацию и сбрасывает газ еще до того, как «увидит» знак или крутой поворот.
Если в системе навигации запрограммирована цель поездки, круиз-контроль также адаптирует скорость перед уходом с маршрута. В режиме «Эффективность» Q7 едет очень осторожно, но экономно (тратя менее 8 литров на 100 км). По-настоящему автономной не является ни одна из машин.