Почему электроавтомобили такие дорогие?

08.06.2023

На электромобиле можно сэкономить, но только в процессе эксплуатации — покупка обойдётся дороже, чем приобретение модели с классическим двигателем внутреннего сгорания.

Mercedes-Benz

Электромобили продолжают покорять мировой рынок и с каждым годом становится все больше моделей в самых разных классах и ценовых сегментах, но до полного доминирования машин с электромоторами над автомобилями с двигателями внутреннего сгорания пока далеко. И дело не только в отсутствии необходимой инфраструктуры и прочих нюансах эксплуатации, а в цене.

Несмотря на отсутствие ДВС и общую относительную простоту конструкции на фоне обычных автомобилей, электромобили все равно остаются существенно дороже классических машин. В эксплуатации электромобили действительно могут быть дешевле за счет меньшей, чем у бензина или дизеля, стоимости электроэнергии, а также за счет более низкой стоимости обслуживания. Но прежде чем начать экономить, придется потратиться — электромобиль при покупке обойдется дороже автомобиля. Но почему?

Стоимость разработки

Одна из основных причин дороговизны электромобилей — стоимость разработки подобной техники. Если двигатели внутреннего сгорания известны человечеству больше века, их производство отлажено и ведется многомиллионными объемами, то на электромоторы инженеры обратили пристальное внимание лишь в последние годы. 

Каждый крупный автопроизводитель тратит серьезные средства, чтобы найти новые технические и технологические решения, чтобы превзойти конкурентов по мощности электромоторов, эффективности аккумуляторов и в целом по характеристикам своих моделей. Естественно, все затраты закладываются в итоговую стоимость электромобилей.

В Германии обычный кроссовер Mercedes-Benz GLA стоит от 44,6 тысяч евро...

Относительно невысокие тиражи

И это выливается во вторую проблему — относительно невысокие, на фоне автомобилей с традиционными ДВС, тиражи электромобилей. Ужесточение экологических стандартов приводит к тому, что один за другим автопроизводители объявляют о переходе на выпуск исключительно электромобилей, а значит — цены на них будут снижаться.

Просто потому, что чем больше будет производиться электромобилей, тем дешевле их выпуск будет для брендов. Стоимость разработки и прочие расходы станут размываться на большее количество экземпляров, а значит будет снижаться и стоимость электромобилей для конечного потребителя. Плюс обострится конкуренция, а это вынудит автопроизводителей удешевлять электромобили, чтобы обеспечить на них спрос.

...а созданный на его базе электромобиль Mercedes-Benz EQA обойдется уже минимум в 50,7 тысяч евро

Стоимость батарей

И хотя обе вышеперечисленные причины имеют место быть, не они являются главной причиной дороговизны электромобилей — их высокая цена до сих пор обусловлена слишком высокой и по сей день стоимостью тяговых батарей. Аккумуляторы для электромобилей, как отмечает Bloomberg, с начала 2010-х годов к 2020-м стали дешевле почти вчетверо, однако они все равно слишком дороги, чтобы электромобили могли конкурировать с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.

Для производства батарей необходимы литий, никель, кобальт, графит и редкоземельные металлы, добыча и переработка которых, во-первых, достаточно дорогостоящая, во-вторых, ведется в ограниченном количестве стран, что на фоне роста производства электромобилей ведет к конкуренции за столь ценное сырье и росту цен на него. 

С флагманскими моделями все иначе — седан Mercedes-Benz S Class в Германии стоит от 111,7 тысяч евро...

Ситуацию может изменить революция в области технологий, которая позволит удешевить батареи, но пока никому из крупных игроков автомобильной отрасли не удалось совершить прорыва в конструкции аккумуляторов. В итоге складывается замкнутый круг — пока существенно не вырастут объемы производства батарей, они дешевле не станут, но этот рост сдерживают цены на ресурсы для аккумуляторов, которые дорожают по мере наращивания выпуска батарей.

Эксперты все того же Bloomberg считают, что электромобили смогут стать сопоставимыми по цене автомобилям с двигателями внутреннего сгорания к началу 2030-х годов, а пока, как отметил в ходе Восточного экономического форума 2022 года глав АвтоВАЗа Максим Соколов, базовым принципом мирового автопрома останется стоимость электрической версии модели на 20-30% выше, чем аналогичной модели, но с ДВС.

...а одноклассник Mercedes-Benz EQS с электрической силовой установкой оценен в 109,5 тыс евро минимум. Компания сознательно пошла на такой шаг, чтобы обратить внимание своей платежеспособной аудитории на электромобили

В настоящее время основной спрос на электромобили обеспечивают государственные субсидии на покупку новых моделей — такая финансовая поддержка позволяет значительно снизить затраты на электромобиль. Но одновременно влияет на спрос, поскольку как только программы субсидирования заканчиваются, резко падают и продажи электромобилей — с этим столкнулись уже и в Китае, и в странах Европы, и в отдельных штатах США.

Но при наличии субсидий на покупку электромобиля такой вариант транспортного средства становится выгодным, особенно если у вас есть место для зарядки дома и у офиса. Стоимость электроэнергии пока ниже, чем у бензина и дизеля, содержание (правда, ремонт после ДТП обойдется владельцу электромобиля существенно дороже) электромобиля обходится дешевле автомобиля за счет отсутствия узлов и агрегатов, требующих регулярного ремонта и обслуживания, а кроме того для электромобилей предлагаются различные льготы — например, бесплатная парковка и возможность въезда в центр городов, закрытый для транспорта с ДВС.

Ранее мы рассказывали о нюансах эксплуатации электромобиля на личном опыте водителя в Норвегии, а также о том, как купить электромобиль в России.