Электромобили наших прадедов: какими были первые электромобили Европы и США

Пятерка машин с электрическими моторами, которые стали предвестниками современных Tesla и прочих электромобилей.

Электромобили наших прадедов: какими были первые электромобили Европы и США

Wikipedia

Электромобили могут показаться изобретением наших дней, но на самом деле первые транспортные средства с электрической силовой установкой появились уже в конце XIX века. Эксперименты с инновациями тех времен оказались не слишком успешными, но и не такими провальными, как можно было бы предположить. И лишь несовершенство технологий отложило массовое производство электромобилей на столетия. Правда, и в XXI веке технологии не позволяют создать аккумуляторы, которые поставили бы электромобили на один уровень с моделями с двигателями внутреннего сгорания. 

Трехколесный электромобиль Густава Труве

Имя этого французского изобретателя знают далеко не все, а ведь он стал автором первого в истории человечества полноразмерного (читай, способного перевозить человека) электромобиля. Густав Пиер Труве в своей парижской мастерской сделал немало изобретений и усовершенствовал разработки других инженеров. Одним из них стал английский трехколесный велосипед марки James Starley, который француз оснастил электромотором собственной разработки.

Электромобили наших прадедов: какими были первые электромобили Европы и США

19 апреля 1881 года электромобиль Труве успешно испытали на улице Валоа в центре Парижа, но Густав по каким-то причинам не смог получить патент на свою разработку. Это его не установило и изобретатель сумел превратить свой электромотор в съемный двигатель, чтобы использовать его на лодке. Так француз стал еще и автором первого в мире подвесного лодочного мотора. За свои разработки, показанные на Международной электрической выставке в Париже, инженер получил Орден почетного легиона.

Электромобиль Флокена

Меньше десяти лет прошло с момента демонстрации электромобиля Густава Труве, как в Германии появился свой электромобиль. Инженер и изобретатель Андреас Флокен в 1887 году в Кобурге основал собственную компанию Maschinenfabrik A. Flocken, которая через год своей работы представила миру Flocken Elektrowagen — первый в истории электромобиль в привычном нам смысле слова, поскольку разработка имела четыре колеса и в целом напоминала автомобиль.

Электромобили наших прадедов: какими были первые электромобили Европы и США

О диковинной новинке сохранилось крайне мало информации, но представляла конструкция Флокена фаэтон с электрической силовой установкой. Визуально электромобиль из Кобурга очень сильно напоминал моторизованную повозку Daimler, созданную в 1886 году Готлибом Даймлером, но ключевым отличием была силовая установка. Вместо двигателя внутреннего сгорания Андре оснастил транспортное средство электромотором, однако разработка не имела успеха и в 1903 году немецкая компания прекратила свои эксперименты с электромобилями.

Электромобиль Elwell-Parker Company

Третьей страной в Европе, которая начала экспериментировать с электромобилями, стала Великобритания. Первопроходцем в этой области стал инженер, изобретатель и промышленник Томас Паркер. Он смог усовершенствовать свинцово-кислотных аккумуляторы, работал над динамо-машинами, внедрял электрическое освещение и основал первую компанию по распределению электроэнергии на обширной территории. За свои заслуги он получил от лорда Кельвина прозвище «европейского Эдисона».

Электромобили наших прадедов: какими были первые электромобили Европы и США

Подобно Томасу Эдисону британский специалист также работал над электромобилем собственной конструкции. С 1884 года шли эксперименты в этой области, а одной из самых известных стала фотография 1895 года, на которой Томас Паркер снят возле собственного дома в Теттенхолле, недалеко от Вулверхэмптона, в электромобиле компании Elwell-Parker Company. До наших дней не дошло особой информации об этой разработке, но визуально она напоминала автомобили той эпохи и отличалась именно электрическим мотором.

Electric Vehicle Company

В 1897 году в США была основана компания Electric Vehicle Company, собравшая под одним крылом нескольких производителей электромобилей, которой первой удалось действительно коммерциализировать эксплуатацию подобной техники. Электромобили этой марки перевозили грузы и работали в такси, а кроме того сдавались в аренду. И этим продвигали в массах новые технологии. Увы, в начале 1900-х фирма не выдержала конкуренции и в 1907 году была закрыта.

Электромобили наших прадедов: какими были первые электромобили Европы и США

К заслугам Electric Vehicle Company можно отнести их грамотный подход к организации бизнеса. Компания не только выпускала электромобили, но и создавала необходимую для их эксплуатацию инфраструктуру, включающую станции технического обслуживания для быстрой замены аккумуляторных батарей и проведения ремонтных работ. Подобные методы, к слову, используют и современные производители электромобилей.

Электромобили Томаса Эдисона

Американский изобретатель Томас Эдисон, который подарил миру современную электрическую лампочку накаливания, телеграф, телефон, киноаппаратуру и многие другие вещи, не мог обойти своим вниманием и электромобили. Эксперименты в этой области начались в 1895 году, а затем талантливый инженер на протяжении нескольких лет знакомился и зачастую даже покупал электромобили других марок. В какой-то момент Томас Эдисон и Генри Форд даже объединили усилия, чтобы создать массовый электромобиль, но дальше одного прототипа дело не пошло.

Электромобили наших прадедов: какими были первые электромобили Европы и США

Но даже очевидные преимущества бензиновых двигателей той поры не остановили легендарного изобретателя. Свои усилия Томас Эдисон сосредоточил на создании эффективных станций зарядки и разработке батареи, которая позволила бы снизить массу аккумулятора и повысить запас хода. Эксперимент оказался успешным, но отчасти — емкость батарей и автономность электромобилей выросла, но аккумуляторы оказались ненадежными и очень дорогими. И потому идея массового и дешевого электромобиля в XIX провалилась.

Сегодня на рынке представлено немало электромобилей от производителей из разных стран мира с бюджетом на любой вкус. Ранее мы рассказывали о том, какие электромобили зарубежных брендов можно было официально купить в России, а отдельный материал был посвящен тому, какие электромобили российского производства ждут нас на рынке уже сейчас.

Рекомендуем