Электромобили наших прадедов: какими были первые электромобили Европы и США
Пятерка машин с электрическими моторами, которые стали предвестниками современных Tesla и прочих электромобилей.
Электромобили могут показаться изобретением наших дней, но на самом деле первые транспортные средства с электрической силовой установкой появились уже в конце XIX века. Эксперименты с инновациями тех времен оказались не слишком успешными, но и не такими провальными, как можно было бы предположить. И лишь несовершенство технологий отложило массовое производство электромобилей на столетия. Правда, и в XXI веке технологии не позволяют создать аккумуляторы, которые поставили бы электромобили на один уровень с моделями с двигателями внутреннего сгорания.
Трехколесный электромобиль Густава Труве
Имя этого французского изобретателя знают далеко не все, а ведь он стал автором первого в истории человечества полноразмерного (читай, способного перевозить человека) электромобиля. Густав Пиер Труве в своей парижской мастерской сделал немало изобретений и усовершенствовал разработки других инженеров. Одним из них стал английский трехколесный велосипед марки James Starley, который француз оснастил электромотором собственной разработки.
19 апреля 1881 года электромобиль Труве успешно испытали на улице Валоа в центре Парижа, но Густав по каким-то причинам не смог получить патент на свою разработку. Это его не установило и изобретатель сумел превратить свой электромотор в съемный двигатель, чтобы использовать его на лодке. Так француз стал еще и автором первого в мире подвесного лодочного мотора. За свои разработки, показанные на Международной электрической выставке в Париже, инженер получил Орден почетного легиона.
Электромобиль Флокена
Меньше десяти лет прошло с момента демонстрации электромобиля Густава Труве, как в Германии появился свой электромобиль. Инженер и изобретатель Андреас Флокен в 1887 году в Кобурге основал собственную компанию Maschinenfabrik A. Flocken, которая через год своей работы представила миру Flocken Elektrowagen — первый в истории электромобиль в привычном нам смысле слова, поскольку разработка имела четыре колеса и в целом напоминала автомобиль.
О диковинной новинке сохранилось крайне мало информации, но представляла конструкция Флокена фаэтон с электрической силовой установкой. Визуально электромобиль из Кобурга очень сильно напоминал моторизованную повозку Daimler, созданную в 1886 году Готлибом Даймлером, но ключевым отличием была силовая установка. Вместо двигателя внутреннего сгорания Андре оснастил транспортное средство электромотором, однако разработка не имела успеха и в 1903 году немецкая компания прекратила свои эксперименты с электромобилями.
Электромобиль Elwell-Parker Company
Третьей страной в Европе, которая начала экспериментировать с электромобилями, стала Великобритания. Первопроходцем в этой области стал инженер, изобретатель и промышленник Томас Паркер. Он смог усовершенствовать свинцово-кислотных аккумуляторы, работал над динамо-машинами, внедрял электрическое освещение и основал первую компанию по распределению электроэнергии на обширной территории. За свои заслуги он получил от лорда Кельвина прозвище «европейского Эдисона».
Подобно Томасу Эдисону британский специалист также работал над электромобилем собственной конструкции. С 1884 года шли эксперименты в этой области, а одной из самых известных стала фотография 1895 года, на которой Томас Паркер снят возле собственного дома в Теттенхолле, недалеко от Вулверхэмптона, в электромобиле компании Elwell-Parker Company. До наших дней не дошло особой информации об этой разработке, но визуально она напоминала автомобили той эпохи и отличалась именно электрическим мотором.
Electric Vehicle Company
В 1897 году в США была основана компания Electric Vehicle Company, собравшая под одним крылом нескольких производителей электромобилей, которой первой удалось действительно коммерциализировать эксплуатацию подобной техники. Электромобили этой марки перевозили грузы и работали в такси, а кроме того сдавались в аренду. И этим продвигали в массах новые технологии. Увы, в начале 1900-х фирма не выдержала конкуренции и в 1907 году была закрыта.
К заслугам Electric Vehicle Company можно отнести их грамотный подход к организации бизнеса. Компания не только выпускала электромобили, но и создавала необходимую для их эксплуатацию инфраструктуру, включающую станции технического обслуживания для быстрой замены аккумуляторных батарей и проведения ремонтных работ. Подобные методы, к слову, используют и современные производители электромобилей.
Электромобили Томаса Эдисона
Американский изобретатель Томас Эдисон, который подарил миру современную электрическую лампочку накаливания, телеграф, телефон, киноаппаратуру и многие другие вещи, не мог обойти своим вниманием и электромобили. Эксперименты в этой области начались в 1895 году, а затем талантливый инженер на протяжении нескольких лет знакомился и зачастую даже покупал электромобили других марок. В какой-то момент Томас Эдисон и Генри Форд даже объединили усилия, чтобы создать массовый электромобиль, но дальше одного прототипа дело не пошло.
Но даже очевидные преимущества бензиновых двигателей той поры не остановили легендарного изобретателя. Свои усилия Томас Эдисон сосредоточил на создании эффективных станций зарядки и разработке батареи, которая позволила бы снизить массу аккумулятора и повысить запас хода. Эксперимент оказался успешным, но отчасти — емкость батарей и автономность электромобилей выросла, но аккумуляторы оказались ненадежными и очень дорогими. И потому идея массового и дешевого электромобиля в XIX провалилась.
Сегодня на рынке представлено немало электромобилей от производителей из разных стран мира с бюджетом на любой вкус. Ранее мы рассказывали о том, какие электромобили зарубежных брендов можно было официально купить в России, а отдельный материал был посвящен тому, какие электромобили российского производства ждут нас на рынке уже сейчас.