Как Netflix меняет мир кино
Собственное производство Netflix — пример, которому следуют остальные. Эксклюзивные оригинальные картины произвели революцию в индустрии производства фильмов и сериалов.
Призрак ходит по киноиндустрии — призрак оригинального контента. Еще недавно это понятие вызывало лишь удивление на лице представителей традиционных телевизионных трансляторов, компаний по производству и кинопрокатчиков. Сегодня оно их уже раздражает. В конце концов, интернет-концерны благодаря собственной эксклюзивной продукции собираются кардинально изменить мир развлечений. Возглавляет эту революцию потоковых гигантов сервис Netflix, чья история успеха, несмотря на временную стагнацию, продолжает восхищать экспертов в области экономики и кинопромышленников. По всему мину на сегодняшний день у Netflix 75 миллионов абонентов, практически всемирная доступность сервиса и $1,7 млрд квартального оборота.
Компания, основанная в 1997 году Ридом Хастингсом, по сей день остающимся ее генеральным директором, занимающаяся поначалу рассылкой DVD по почте, принимает крайне активное участие и в творческом процессе, переворачивая старые истины с ног на голову. Там, в Кремниевой долине, где изначально «ботаники» пилили свои алгоритмы, звучит другой лозунг: «Мы здесь, чтобы создавать контент. Мы легко и самостоятельно все планируем и производим — с крупными звездами и высокими притязаниями».
Воплощение этой концепции впечатляет: за первым оригиналом под названием «Лиллехаммер» в 2013 году выходит шедевр политического сериала «Карточный домик», удостоенный премии «Золотой глобус». Это искусство окупает себя и с финансовой точки зрения: Хастингс любит делать акцент на том, что максимальную отдачу сервис получает именно от собственной продукции. Кого теперь удивляет, что за короткое время благодаря таким Comedy-драмам, как «Оранжевый — хит сезона», семейным драмам, как «Родословная» и историческим эпосам, а ля «Марко Поло» возникла многогранная креативная империя?
Свобода творчества для звезд
Империя, которая стремительно растет: только в этом году Netflix вдвое увеличивает количество новых оригинальных сериалов. Вас ожидает 31 картина, 600 часов развлечений. Такие картины, как «Любовь», «Более полный дом», «Ранчо» и «Корона» еще сильнее попортят нервы старым телевизионным сетям. Но на этом все не заканчивается: с прошлого года начались атаки и на священную империю кино: драмой о детях-солдатах «Безродные звери» Netflix создал первый фильм, вышедший как в виде потокового медиа, так и в американских кинотеатрах.
То, что крупные киносети бойкотировали номинированное на несколько премий произведение, Хастинга и ему подобных мало волнует. К ним уже выстроилась очередь из звезд: создатели «Матрицы» сестры Вачовски сняли «Восьмое чувство», Билл Мюррей продюсирует особый рождественский мюзикл, а Адам Сэндлер привлечен уже к четырем фильмам.
Не так давно Netflix в борьбе со старыми кинопромышленниками заручился за 50 миллионов долларов поддержкой Уилла Смита, который будет участвовать в съемках фантастического триллера «Яркий», и согласием Бреда Питта на съемку в военной сатирической комедии «Машина войны». Сложно представить, что и этих звезд будут бойкотировать. Как оценивают голливудские гиганты концепцию оригиналов? Эштон Кутчер, продюсер ситкома про фермеров «Ранчо», метко формулирует: «Мы можем делать то, что хотим». Таким образом, согласно этому блестящему заявлению, Netflix возвращает создателям фильмов их свободу.
Привлекательность магазинов на диване
Успех распространяется: выпуская качественные оригиналы, и интернет-гигант Amazon тянется за короной лидера потокового вещания. Аргументы крупнейшего конкурента Netflix на данный момент веские: например, сериал «Очевидное» — прославленная Comedy-драма о транссексуальности, заслужившая в 2015 году два «Золотых глобуса». Поскольку оригинальные фильмы и сериалы не должны ориентироваться на массы и рейтинги, в них можно поднимать смелые темы. А успехи не заканчиваются: в 2016 году сериал от Amazon «Моцарт в джунглях» снова завоевал две награды «Золотой глобус».
Логично, что онлайн-гигант планирует усиливать наступление эксклюзива. И в плане звезд Amazon вступил в борьбу с Netflix. Еще в этом году должен увидеть свет оригинальный сериал от Вуди Аллена, а также картина про адвокатов «Суд» с Билли Боб Торнтоном. В США уже вышел первый фильм от Amazon — «Чирак» Спайка Ли. Даже культовый режиссер насладился при этом всеми прелестями свободы, поэтому оптимисты видят в оригиналах спасение независимого киноискусства.
Одновременно публике дается ранее немыслимое право голоса в принятии решений: пока Netflix для «Карточного домика» фильтровал из данных от пользователей идеальную историю и подбор актеров, Amazon регулярно тестировал среди своих клиентов различные пилоты, самые популярные из которых затем вошли в сериал. Так появился «Человек в высоком замке», а вскоре последует «Американский патриот». Рассчитывая подняться еще выше, Amazon смотрит далеко в будущее. Это означает планирование оригиналов для виртуальной реальности, а также прибыльные трансляции спортивных событий в реальном времени. Пока Netflix задумывается о формате ток-шоу, через Amazon скоро можно будет смотреть матчи Бундеслиги.
Оригинальные продукты из разных стран
Помимо прочего и Amazon, и Netflix вовсю осваивают локальные кинорынки. Такие региональные продукты, как «Нарки» и французский политический сериал «Марсель», уже успешно стартовали по всему миру и получили признание зрителей. Фильмом Маттиаса Швайгхефера «You are Wanted» компания Amazon заявила продукт собственного немецкого производства — еще до того, как Netflix смог подтянуться со своим «Dark». И сразу же хвороста в огонь добавила картина Михаэля Хербига «Bullyparade».
При этом ситуация на кинорынке меняется к лучшему даже без Amazon и Netflix: Том Тыквер уже снимает амбициозный сериал «Вавилон Берлин», который Sky продюсирует вместе с ARD. Эта компания платного ТВ собирается инвестировать 100 миллионов евро в оригиналы, восемь из которых должны выйти в ближайшие годы. Такие сериалы, как итальянский мафиозный эпос «Гоморра» и британский детектив «Фортитьюд», а также продукты совместного производства «Последние пантеры» и «Код 100» доказывают, что Sky может противопоставить своим сверхмощным конкурентам очень качественный материал. И он должен это делать, поскольку избавиться от призрака оригинального контента уже нереально.
ФОТО: David Giesbrecht /Netflix/Everett Collection/East News; Daniel Daza/Netflix/Everett Collection/East News; PLANET PHOTOS/Globallookpress.com; Amazon Studios; Stephane Remael/Sundance