Какой купить аккумулятор для автомобиля — подбираем правильную модель по параметрам

17.12.2023

Лучший автомобильный аккумулятор — это новый аккумулятор. Но это не значит, что можно идти в магазин и выбирать любую модель, ориентируясь лишь на стоимость. У автомобильных АКБ есть несколько важных параметров, на которые нужно ориентироваться при подборе. Давайте разбираться вместе, какой аккумулятор лучше купить на автомобиль.

Freepik/Drazen Zigic, macrovector

Раньше выбор автомобильного аккумулятора был обусловлен двумя показателями — маркой и емкостью батареи. Однако теперь название производителя аккумулятора — это второстепенный показатель. На первом месте располагаются такие характеристики, как тип, емкость и поддержка высокого стартерного тока.

Неверно подобранный аккумулятор может стать причиной неправильной работы автомобильных узлов и даже выхода из строя различных компонентов. Например, недостаток емкости АКБ часто не позволяет запустить мотор при сильном морозе, а ее переизбыток сказывается на долговечности самой батареи, потому что генератор, рассчитанный на другой аккумулятор, не сможет полностью заряжать слишком емкую батарею. В конечном итоге это убьет АКБ раньше, чем закончится ее гарантия.

И таких нюансов при подборе автомобильного АКБ насчитывается целое множество. Поэтому, чтобы внезапно не остаться посреди трассы без света и теплой печки, давайте внимательно разберемся, какие аккумуляторы лучше для автомобиля и по каким параметрам их нужно выбирать.

Емкость

Начнем с самого распространенного и, пожалуй, важного параметра — это емкость аккумулятора. Чем она выше, тем больше заряда может хранить в себе батарея. Параметр измеряется в ампер-часах (А•ч). Однако правило «больше — лучше» здесь совсем не работает. Например, обычные легковые машины B-класса снабжаются моделями на 55–60 А•ч. Этого достаточно, чтобы без проблем запускать бензиновый двигатель объемом 1,6 литра, а также питать его навесное оборудование. В то же время ставить АКБ увеличенной емкости в такой автомобиль без соответствующих доработок нельзя, потому что зарядка (генератор) не сможет правильно обслужить такой объем.

Unsplash/Thomas Kelley

В то же время слишком мощному двигателю будет мало 65 А•ч — особенно, если это современный дизель, который не только сложнее запускается, но также требует постоянного питания для работы форсунок и различной аппаратуры. Словом, «прикурить» и уехать на слабом АКБ вы далеко не сможете. Проблем добавляют дополнительные потребители в виде системы подогрева Webasto и многих других узлов.

Перед покупкой аккумулятора внимательно изучайте спецификации своего авто и подбирайте батарею в соответствии с требованиями завода. Тут есть два верных способа выбрать нужный параметр — подглядеть характеристики старого аккумулятора или обратиться в магазин запчастей с просьбой подобрать нужную модель по VIN-коду.

Стартовый ток

Пусковой ток — это пиковое значение тока, который может выдать аккумулятор в течение нескольких секунд. И здесь, как раз, правило «чем больше, тем лучше» работает в пользу потребителя. Обычно емкость и стартовый ток связаны друг с другом, поэтому некоторые аккумуляторы емкостью 65 А•ч могут выдавать до 640 А на запуске.

Freepik/jcomp

Но нужно учитывать, что данный параметр указан для «рабочих» условий — то есть, для полностью заряженного аккумулятора при окружающей температуре 25 °C. Стоит ему простоять ночь при -10 °C, как емкость и пусковые токи упадут, а требования к запуску двигателя с загустевшим маслом только вырастут. Для справки — во время запуска малолитражного ДВС при уличной температуре +3 °C требуется всего 200 А, а при -20 °C это значение вырастает до 300 А.

При покупке обязательно обращайте внимание на стартерные токи — чем это значение выше, тем меньше проблем у вас будет при запуске двигателя в сложных условиях. Обычно для легковых авто хватает аккумулятора на 300 А, а для внедорожников с объемными ДВС лучше выбирать батареи не слабее 500 А.

Технология

Или тип аккумулятора — бывают свинцово-кислотные, гелевые, кальциевые и AGM. Как правило, все АКБ, которые используются в подавляющем числе авто, являются кислотными. Однако производители могут модифицировать их состав и конструкцию, чтобы улучшить некоторые эксплуатационные качества.

Например, гелевые аккумуляторы, на самом деле являются все теми же свинцово-кислотными моделями, в которых электролит (кислота) загущена с помощью силикагеля, находящегося между свинцовыми пластинами. Раньше такие применялись только в электротехнике, но сейчас гелевые батареи часто встречаются в новых автомобилях. Они дороже в изготовлении, но обладают увеличенным сроком службы и высокими рабочими характеристиками.

Freepik

В кальциевых аккумуляторах вместо свинцовых электродов используются полностью или частично кальциевые. Такие АКБ редко закипают при перезаряде и могут похвастать мизерным саморазрядом. Однако кальциевые батареи не переносят глубокого разряда.

AGM — это необслуживаемые аккумуляторы, в которых электролит находится в виде адсорбата. Конструкция такой батареи практически герметична, поэтому испарения жидкости во время работы не происходит. Это самые дорогие, но эффективные автомобильные аккумуляторы, которые обладают лучшими пусковыми токами и высокой емкостью. Поэтому их чаще всего используют в автомобилях с автоматической системой Start/Stop.

Естественно, выбирать тип аккумулятора тоже необходимо в соответствии с требованиями автомобиля. Однако от установки гелевого аккумулятора вместо свинцово-кислотного не будет никакого вреда, если его правильно подобрать по емкости и пусковым токам.

Полярность

Немаловажный параметр — это полярность аккумулятора. Дело в том, что автомобильные производители вольны делать с компоновкой деталей под капотом все что угодно. Поэтому у некоторых авто «плюс» находится ближе к «носу» машины, а у других, наоборот, полярность развернута. По факту система все также работает от постоянного тока, но установить обычный аккумулятор в авто с обратной полярностью без внесения изменений в конструкцию уже не получится.

Freepik/senivpetro

Впрочем, ничего менять и не нужно — просто при подборе АКБ учитывайте этот факт и выбирайте модель с подходящим расположением клемм.

Другие параметры

Выше мы указали основные параметры, на которые стоит ориентироваться, определяясь, какой аккумулятор выбрать для автомобиля. Но у АКБ есть и другие характеристики, на которые мы рекомендуем обращать внимание.

Смотрите срок годности. Хотя аккумулятор — это не сыр с плесенью, у него тоже есть срок годности. Чем свежее будет батарея, тем потенциально выше будет ее срок службы. Конечно, при правильной эксплуатации.

Учитывайте размер. Естественно, чем больше емкость АКБ, тем больше будет и сама батарея. Причем аккумуляторы разных производителей могут отличаться размерами, а также формой корпуса и отливок. Так что «батарейка» может попросту не поместиться под капотом вашего авто.

Не забывайте про гарантию. На новые автомобильные аккумуляторы обязательно действует гарантия. Обычно производители «защищают» свой продукт в течение 2–5 лет, в зависимости от типа и качества батареи. Однако некоторые магазины хитрят и продают товары с гарантийным сроком в 1 год. От такого предложения советуем отказаться.

Рекомендации

Freepik

Перед покупкой аккумулятора советуем проверить напряжение батареи с помощью мультиметра. Исправный АКБ должен показать не менее 12,5 В. Если ниже — с этой батареей что-то не так. Также не забывайте изучить устройство на наличие окислов, подтеков и внешних повреждений.

Если вам важна не только производительность, но и долговечность, учтите, что даже новая батарея может потребовать дозарядки. По крайней мере производители рекомендуют восполнить заряд АКБ, если значение на клеммах окажется на уровне 12,5 В (80 % заряда) или ниже.

Теперь вы знаете, какой аккумулятор нужен для автомобиля. Но не забывайте, что необходимо правильно утилизировать старый АКБ. Его нельзя выкидывать в мусорку, так как свинец и другие компоненты сильно загрязняют окружающую среду. Если не хотите заморачиваться с утилизацией, отдайте старый аккумулятор в зачет нового. Обычно продавцы готовы сделать за это скидку.

Еще интересное: