Двухтактные и четырехтактные мотокосы — в чем между ними разница и какой триммер лучше?

27.05.2024

Бензиновый инструмент может работать на базе двигателей двух типов — двухтактных и четырехтактных. У каждого есть свои плюсы и минусы. Сейчас объясним, чем они отличаются, а также какой тип ДВС лучше выбрать для мотокосы.

В цепных пилах, мотоблоках и триммерах используются разные агрегаты. Это могут быть как электрические, работающие от сети, так и аккумуляторные двигатели, а могут быть и бензиновые ДВС. Последние делятся на два типа — двухтактные (2T) и четырехтактные (4T). Что это значит? Давайте разбираться.

Зачем двигателю такты

Бензиновые двигатели внутреннего сгорания функционируют по принципу превращения химической энергии в механическую. Это достигается благодаря мощному и быстрому сгоранию топливной смеси в цилиндрах. Воспламеняясь, она сильно расширяется, создавая огромную силу, которая толкает поршень. Затем сгоревшая смесь выводится из цилиндров в виде выхлопных газов. Этот процесс повторяется циклично и делится на такты — движения поршня вверх или вниз.

В четырехтактных двигателях для завершения одного цикла сгорания необходимо, соответственно, четыре такта — впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск.

Во время первого такта происходит впуск — поршень направляется из верхней точки в нижнюю, в то время как открывается впускной клапан и подает в цилиндр топливную смесь. Затем клапан закрывается, а поршень начинает движение вверх и сжимает топливную смесь. Как только он достигает верхней точки, система зажигания выдает искру и поджигает сжатую смесь. В результате возникает взрыв, который снова толкает поршень вниз и заставляет его совершать возвратно-поступательное движение коленвала. Когда поршень достигает нижней точки, открывается выпускной клапан и «проветривает» цилиндр. Затем цикл повторяется. Таким образом, для его завершения поршню нужно совершить четыре движения, а коленвалу — два.

В двухтактных двигателях для завершения одного цикла нужно всего два такта — сжатие и рабочий ход. При этом вместо клапанов здесь используются продувочные и выпускные окна.

Во время первого такта поршень, двигаясь снизу вверх, поочередно перекрывает их, заставляя цилиндр наполняться свежей смесью или избавляться от выхлопных газов. Сначала он перекрывает продувочное окно (впуск), затем выпускное, сжимая смесь в верхней точке. После возгорания топливо толкает поршень вниз, а в это время цилиндр пополняется свежей топливной смесью, которая способствует продувке камеры сгорания от выхлопов. Таким образом для завершения цикла требуется всего два движения поршня, а коленвалу — всего одно.

Чем отличаются 2T и 4T на практике

Эти особенности работы бензиновых двигателей двух типов напрямую влияют на их характеристики.

Мощность. Двухтактные двигатели мощнее четырехтактных в пересчете на объем. В теории, если взять два одинаковых мотора с точки зрения объема, двухтактный должен быть в два раза производительнее. Все потому, что для совершения цикла ему нужно совершить в два раза меньше движений. Впрочем, на практике разница оказывается не такой большой, хотя все равно существенной — два такта оказываются примерно в 1,8 раза мощнее.

Расход топлива. В этом смысле четырехтактные двигатели выигрывают у двухтактных благодаря более рациональной конструкции и сложной системе выхлопа. Здесь бензин сгорает практически полностью, а топливная смесь практически не попадает в выхлоп. Чего не скажешь про двухтактную систему, в которой вместе с выхлопными газами улетает «в трубу» и часть свежего бензина. Отсюда повышенный расход — у 2T он примерно на 40 % больше, чем у 4T.

Freepik

Принцип смазывания. Четырехтактный двигатель работает на топливной смеси, состоящей из бензина и воздуха. Обычно пропорция составляет 1:15, что означает одну часть бензина и 15 частей воздуха. В двухтактных двигателях к этой смеси приходится добавлять и некоторую часть масла, которая будет выполнять роль смазки внутренних компонентов. У четырехтактных ДВС для этого масло заливается отдельно в картер. Соответственно, качество смазывания движущихся деталей у 4T на порядок лучше, а значит и срок службы будет тоже выше.

Стоимость изготовления и обслуживания. Двухтактные двигатели имеют упрощенную конструкцию, поэтому оказываются дешевле в изготовлении и проще в обслуживании. При это четырехтактные ДВС имеют больше рабочих узлов, а потому получаются дороже и требовательнее к качеству обслуживания.

Какой двигатель лучше

На самом деле, нельзя назвать однозначно лучшим ни один из этих двух типов двигателей, потому что у каждого есть свои преимущества и недостатки. Так что при покупке мотокосы или другого бензинового инструмента придется искать компромисс и выбирать такой ДВС, который подходит для ваших задач больше всего. Чтобы было проще разобраться, делимся шпаргалкой, в которой кратко описаны плюсы и минусы обоих типов.

Преимущества двухтактных двигателей:

  • невысокая стоимость — инструмент стоит дешевле;
  • возможность использовать смазку любого качества — можно не тратиться на масла именитых брендов;
  • компактность — двигатель небольшой и относительно легкий, так что во время работы руки будут уставать не так быстро;
  • простая конструкция — нулевая необходимость в обслуживании.

Недостатки двухтактных двигателей:

  • сниженный ресурс — отсутствие масла в двигателе сказывается на его моторесурсе;
  • нагрев — из-за особенностей работы двигатель быстро нагревается и требует частых «передышек»
  • повышенный шум — двигатель работает громче и имеет повышенную вибрацию;
  • нельзя просто залить бензин — двигателю нужна смесь из бензина и масла, поэтому перед каждой заправкой придется смешивать компоненты в специальной емкости.

Преимущества четырехтактных двигателей:

  • повышенный ресурс — детали меньше изнашиваются, так как обильно смазываются маслом;
  • низкий расход топлива — экономия может достигать 50 %;
  • тихая работа — двигатель работает тише и мягче;
  • не нужно добавлять масло в бензин — ДВС работает на чистом бензине, что упрощает его эксплуатацию и существенно снижает количество вредных выбросов.

Недостатки четырехтактных двигателей:

  • сложная конструкция — двигатель имеет дополнительные механические компоненты, которые усложняют его конструкцию;
  • большой вес — наличие продвинутой системы газораспределения (клапанов) является причиной увеличенного веса;
  • высокая стоимость — двигатель сложнее изготовить, поэтому он стоит дороже;
  • требовательность к обслуживанию — необходимо периодически менять масло, а также использовать только качественные материалы.

Какую мотокосу лучше купить

Бензиновый триммер нужно выбирать исходя из задач, для которых он будет использоваться. Это может быть маломощная модель для покоса лужайки возле дома или мощный агрегат, который будет постоянно занят удалением травы и сорняков на участке в несколько соток.

Если вам нужна мотокоса, которая будет использоваться всего пару-тройку раз в сезон, то не стоит гнаться за технологиями и усложнять себе жизнь обслуживанием четырехтактных моделей. Зачастую для домашних целей хватает даже самых простых и недорогих моделей наподобие Patriot PT553.

Но, если триммер выбирается для частой работы на больших площадях, то, возможно, целесообразнее будет сделать выбор в пользу четырехтактного инструмента. Он дольше прослужит без ремонта, менее горячий и экономит топливо — с ним будет удобнее в полевых условиях.

Еще интересное: