Как проверить уровень масла в мотоблоке — в двигателе и редукторе
Мотоблок — это уменьшенная копия трактора. Он тоже пашет, культивирует, возит грузы и взамен требует обслуживания. Чтобы мотоблок долго служил и не подвел в самый разгар сезона, нужно следить за его механическим состоянием, а также за состоянием технических жидкостей в двигателе и редукторе. Как это сделать — разбираемся в нашем материале.
Современные мотоблоки оснащаются двигателями внутреннего сгорания четырехтактного типа. Они мощнее, эффективнее и практичнее. В отличие от двухтактных, которые встречаются в бензопилах и триммерах, эти ДВС работают на чистом бензине и не требуют смешивания топлива с маслом. Последнее в них заливается и используется отдельно, как в автомобиле.
Четырехтактный двигатель более требователен к качеству обслуживания, так что следить за состоянием такого агрегата приходится чаще. И не только за ним — в постоянной проверке также нуждаются другие сильно нагруженные узлы мотоблока.
- Для чего в мотоблоке масло
- Когда нужно менять масло в мотоблоке
- Как проверить уровень масла в двигателе
- Как проверить уровень масла в редукторе мотоблока
- Сколько масла нужно заливать в мотоблок
Для чего в мотоблоке масло
В мотоблоке есть два сложных агрегата — это двигатель и редуктор. Первый приводит технику в движение, а второй, по сути, является простейшей коробкой передач. Он передает крутящий момент с мотора на колеса мотоблока. Оба узла сильно нагружены и не могут работать «на сухую». Поэтому в двигатель мотоблока заливается моторное масло, а в редуктор — трансмиссионное.
Смазка в этих агрегатах выполняет две задачи. Во-первых, она снижает трение деталей, создавая масляный клин между соприкасающимися поверхностями. Во-вторых, масло охлаждает детали, а также препятствует появлению отложений на деталях. Если в мотоблоке используется качественное масло, он будет служить долго. Еще дольше — если его вовремя менять.
Когда нужно менять масло в мотоблоке
Во время работы ДВС и редуктора масло насыщается продуктами износа и теряет свои защитные и смазывающие свойства. Поэтому его нужно своевременно менять на свежее. При этом смазка должна быть не только качественной, но и соответствовать допускам, заявленным производителем.
Обычно в мотоблоки заливают масла с классом вязкости 10w40 или 5w30, а в редукторы подходит минеральное трансмиссионное масло вязкостью 80w90. Но лучше не гадать и ознакомиться со списком подходящих масел в инструкции по эксплуатации к мотоблоку. Для разных моделей и двигателей могут использоваться и рекомендоваться разные типы смазок.
Замена масла производится строго в соответствии с заводским регламентом для каждой модели мотоблока, который должен быть прописан в инструкции по эксплуатации. Хотя большинство устройств обладают похожей конструкцией, поэтому обслуживаются идентично. Например, в двигателе масло меняется через каждые 50–100 моточасов, а в редукторе — примерно через 200 моточасов.
Как проверить уровень масла в двигателе
Для нормальной работы двигателя требуется строго определенное количество масла. Как правило, чем мощнее агрегат, тем больше масла ему нужно, поскольку размер деталей и объем полостей больше. Из-за специфики работы двигателя внутреннего сгорания, масло не только загрязняется, но и может постепенно угорать, попадая в цилиндры и камеру сгорания. Поэтому масло в двигателе мотоблока важно не только менять, но и постоянно поддерживать на нужном уровне. Проверить уровень можно самостоятельно даже в полевых условиях.
ВАЖНО!Перед тем как проверить уровень масла в мотоблоке, необходимо прогреть технику до рабочей температуры.
Для проверки нужно выполнить следующие действия.
- Разместить мотоблок на ровной горизонтальной поверхности.
- Очистить область вокруг заливной горловины от грязи.
- Открутить пробку двигателя в картере.
- Вытереть насухо щуп и вставить в отверстие до упора.
- Вытащить его и посмотреть, на какой отметке находится масло.
- Уровень масла должен находиться между меток, а при их отсутствии — посередине щупа.
- При необходимости масло нужно долить.
Как правило, щуп для проверки масла уже встроен в крышку маслозаливной горловины двигателя. Для проверки его нужно выкрутить и вставлять в горловину, не закручивая крышку. В редких случаях производитель не снабжает двигатель щупом — в таком случае проверять уровень масла придется «на глаз».
Как проверить уровень масла в редукторе мотоблока
В идеальных условиях из трансмиссионной части мотоблока масло никуда не исчезает — там нет высокой температуры для сгорания смазки, а сама конструкция редуктора является закрытой. Но следить за состоянием масла все равно нужно по двум причинам.
Во-первых, уровень масла может упасть, если оно постепенно сочится из усохших или поврежденных сальников. Во-вторых, смазка может быть испорчена из-за попадания воды и образования эмульсии. Например, если техника работала в сильный дождь, а крышка была закрыта негерметично.
Провести измерение масла в редукторе можно с помощью мерного щупа. С завода он почти всегда отсутствует, так что придется выкручиваться подручными средствами и использовать простое импровизированное приспособление.
- Устанавливаем мотоблок на ровную горизонтальную поверхность.
- При необходимости очищаем область вокруг заливной горловины.
- Откручиваем пробку редуктора.
- Вставляем в отверстие до упора чистый металлический прут длиной около 1 метра.
- Вынимаем его и смотрим на уровень жирной отметины.
Если щуп покрыт маслом более чем на 30 см, значит уровень масла в норме. Если нет — нужно залить масло, перед этим выяснив, нет ли утечек и подтеков.
Сколько масла нужно заливать в мотоблок
В зависимости от типа мотоблока и мощности двигателя объем масла в системе может отличаться. В некоторые модели входит только 600 мл смазки, тогда как мощные ДВС вмещают больше — вплоть до 1,5 л. Узнать точный заправочный объем можно в инструкции к устройству. Но есть и другой способ — ориентироваться на показания щупа. Простыми словами, необходимо заливать масло до тех пор, пока уровень не достигнет середины.
ВАЖНО!Не забывайте, что, если запустить мотоблок, уровень масла в двигателе может незначительно снизиться. Это нормально, так как во время работы смазка разбрызгивается по всей полости ДВС. Поэтому контрольный замер уровня рекомендуется производить не сразу после работы двигателя, а спустя 5–10 минут, когда смазка стечет в картер.
В редуктор обычно заливается больше масла — большинство трансмиссий вмещают до 2 литров рабочей жидкости. Но важно как не оставить механизм сухим, так и не перелить масло, потому что слишком большой объем смазки может стать причиной выдавливания сальников. Поэтому лучше соблюдать заводские рекомендации, которые прописаны в руководстве по эксплуатации или в паспорте техники.
Еще интересное: