5 популярных вопросов о гарантии на устройства: обсудили с юристами
Можно ли сдать товар, если он не понравился? Законно ли давать гарантию 2 недели? Эти и другие актуальные вопросы, которые присылали читатели в комментариях к разным нашим статьям, мы задали юристам. Вот, что они ответили.
Можно ли предъявить претензию производителю после окончания гарантии?
Сергей Князев, юрист:
Если заводской дефект обнаружился после окончания срока гарантии, но в течение 2 лет, то согласно ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей», можно требовать бесплатного ремонта/замены или возврата денег за товар. При этом Закон говорит, что потребитель должен доказать возникновение дефекта до покупки — то есть заводского дефекта. Такое заключение может дать экспертная организация, которое нужно представить вместе с претензией.
Вениамин Фурин, юрист юридической компании «Центральный округ»:
Помимо гарантийного срока есть еще и срок службы товара. Он определяется в документации на товар производителем. Если производителем не установлен срок службы, законом установлено, что срок службы товара составляет 10 лет.
Если вы считаете, что поломка произошла по причине производственного дефекта уже после окончания срока гарантии, но в течение срока службы, можете потребовать бесплатного ремонта или возврата денег. Но придется доказать, что существенные недостаток (поломка, невозможность использования) возник до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.
Могу ли я вернуть в магазин телевизор, если меня не устроило качество изображения?
Евгений Штаюнда, юрист:
Да, можно. Если телевизор не устраивает вас по качеству изображения, его можно вернуть в магазин в течение 14 дней. Если же телевизор имеет заводской брак, то его можно вернуть и после этого срока. Но учтите, что телевизоры относятся к категории технически сложных товаров, и вернуть их можно только в том случае, если они имеют какой-то существенный недостаток. Субъективной оценки здесь будет недостаточно. Существенный недостаток обычно подразумевает невозможность использования товара по назначению.
Как понять, относится ли товар к технически сложным?
Вениамин Фурин, юрист юридической компании «Центральный округ»:
Как указывает Роспотребнадзор, прежде всего технически сложные товары — это потребительские товары длительного пользования, которые имеют сложное внутреннее строение и выполняют пользовательские функции на высоком технологическом уровне с использованием различных энергоресурсов. Перечень таких товаров определяется Правительством РФ. Например, гаджеты, телевизоры, мониторы и принтеры — это технически сложные товары.
Купил пауэрбанк с гарантией всего 2 недели — это вообще законно?
Сергей Князев, юрист:
Гарантия на товар может быть установлена продавцом. минимальный гарантийный срок Законом не предусмотрен. Обычно гарантийный срок указывается в гарантийном талоне, руководстве по эксплуатации или на чеке. Продавец может вообще не устанавливать гарантийный срок, и это тоже вполне законно. В таком случае покупатель оказывается даже в более выгодном положении, поскольку по Закону о защите прав потребителя гарантия должна действовать в течение 2 лет с момента продажи. Тогда действует правило о 2 годах с момента продажи. Если речь идет о гаджете — то скорее всего это технически сложный товар, значит, покупатель может предъявить претензии в течении тех же 2 лет или в течение срока службы товара.
Смартфон чинят по гарантии уже почти месяц, могу ли потребовать замены или возврата денег?
Сергей Князев, юрист:
Гарантийный ремонт по Закону о защите прав потребителей не может затянуться более чем на 45 дней (по соглашению сторон). Продавцы как раз и заставляют вас согласиться с таким сроком ремонта, добавляя в талон или акт приема информацию, что ремонт может занять 45 дней. Советую с ней не соглашаться — вычеркнуть эти строки и поставить рядом подпись. Правда, в 99% случае вы получите скандал со стороны сервисменов.
Если срок 45 дней превышен (для гарантийного ремонта) вы можете требовать возврата уплаченных за товар денег или замены его на равноценный.
Евгений Штаюнда, юрист:
Если гарантийный ремонт вашего смартфона длится уже больше месяца, и вы считаете, что это слишком долго или полагаете что ремонт мог затянуться из-за ошибки сервисного
центра, вы можете предпринять следующие действия:
- Обратитесь к продавцу и узнайте, почему ремонт занимает так много времени. Попросите предоставить информацию о ходе ремонта и уточните, какие работы проводятся с вашим смартфоном.
- Если продавец не предоставляет вам информацию о ходе ремонта или не может объяснить, почему он занимает так много времени, вы можете написать претензию и потребовать замены смартфона или возврата денег.
- Если продавец отказывается заменить смартфон или вернуть деньги, вы можете обратиться в суд с иском о защите прав потребителя. Однако перед этим рекомендую проконсультироваться по ситуации у юриста и заручиться его поддержкой в суде.
Кстати, об особенностях гарантийных сроков и сроков службы вы можете прочитать в другой нашей статье. Остались вопросы? Задавайте их в комментариях.