Гарантийный срок и срок службы: чем они отличаются
У большинства техники есть два срока: гарантии и службы. Их часто путают — рассказываем, чем они отличаются.
Покупателей больше всего интересует гарантийный срок — чем он больше, тем лучше. Но у техники есть еще и срок службы. Если он составляет, скажем, 7 лет, значит ли это, что через 7 лет устройство сломается? Давайте разберемся в особенностях гарантийных сроков и сроков службы.
Гарантийный срок
Гарантийный срок — период, в котором покупатель может обратиться за бесплатным устранением неисправности в купленном им товаре. Но если только неисправность эта возникла по вине производителя. Это может быть дефект, который заметен сразу или проявляет себя через некоторое время после начала эксплуатации.
В той же статье ГК РФ сказано и то, что если гарантийный срок от производителя или продавца меньше двух лет, а дефект в товаре обнаружили после окончания гарантии, но в течение двух лет со дня покупки, то продавец обязан устранить этот дефект или вернуть деньги покупателю. Главное — доказать, что поломка произошла из-за заводского брака. Одного лишь утверждения мастера по ремонту будет мало: придется заказывать экспертизу.
Представьте, что (очень условно) в подшипник на заводе забыли добавить смазку. Вместо положенных нескольких лет он отработает пару месяцев и заклинит. В такой поломке явно виноват производитель, но вам нужно подтверждение, что заклинивание произошло именно по причине недостатка смазки, а не перегрузки или других причин.
Срок службы
Срок службы — это ориентировочный период работы товара при условии соблюдения правил эксплуатации. Обычно он рассчитывается ещё на этапе проектирования и зависит от характеристик товара, его конструкции, материалов, назначения, условий эксплуатации и других факторов.
Если гарантийный срок может устанавливать продавец, то срок службы устанавливает только производитель. А если срок службы не был установлен, тогда по статье 19 закона «О защите прав потребителей», он будет равен десяти годам со дня покупки.
Если товар сломался после окончания гарантии (до 2 лет), но до истечения срока годности (до 10 лет), то по статье 19, требовать от производителя устранения поломку можно только в случае, если она является «существенным недостатком». То есть если товар нельзя починить вообще, если затраты на ремонт будут несоразмерными или если ломается товар уже не в первый раз и даже после починки.
Условно говоря, если вы уже обращались с жалобой на работу стиральной машины, вам проводили ремонт, но проблема не исчезала (или проявлялась со временем), предъявлять рекламации можно и после истечения гарантийного срока (в пределах срока службы).
Так что оба срока имеют принципиальное значение для покупателей. Кстати, в течение срока службы техники производитель обязан обеспечивать модель расходными материалами и запасными частями.
Читайте также: