Гарантийный срок и срок службы: чем они отличаются

У большинства техники есть два срока: гарантии и службы. Их часто путают — рассказываем, чем они отличаются.

Гарантийный срок и срок службы: чем они отличаются

Фото: Kilian Seiler/Unsplash

Покупателей больше всего интересует гарантийный срок — чем он больше, тем лучше. Но у техники есть еще и срок службы. Если он составляет, скажем, 7 лет, значит ли это, что через 7 лет устройство сломается? Давайте разберемся в особенностях гарантийных сроков и сроков службы. 

Гарантийный срок

Гарантийный срок — период, в котором покупатель может обратиться за бесплатным устранением неисправности в купленном им товаре. Но если только неисправность эта возникла по вине производителя. Это может быть дефект, который заметен сразу или проявляет себя через некоторое время после начала эксплуатации.  

Устанавливать этот срок может либо производитель, либо продавец. Отсчитываться он начинает с момента покупки. Если документов о покупке не сохранилось, срок будет считаться с даты произво...
Устанавливать этот срок может либо производитель, либо продавец. Отсчитываться он начинает с момента покупки. Если документов о покупке не сохранилось, срок будет считаться с даты производства. Если такой период первоначально не был определён, то покупатель может требовать устранить брак в товаре или заменить его на новый в пределах двух лет со дня покупки. Это прописано в статье 19 закона «О защите прав потребителей», а также в статье 477 Гражданского кодекса РФ.

В той же статье ГК РФ сказано и то, что если гарантийный срок от производителя или продавца меньше двух лет, а дефект в товаре обнаружили после окончания гарантии, но в течение двух лет со дня покупки, то продавец обязан устранить этот дефект или вернуть деньги покупателю. Главное —  доказать, что поломка произошла из-за заводского брака. Одного лишь утверждения мастера по ремонту будет мало: придется заказывать экспертизу. 

Представьте, что (очень условно) в подшипник на заводе забыли добавить смазку. Вместо положенных нескольких лет он отработает пару месяцев и заклинит. В такой поломке явно виноват производитель, но вам нужно подтверждение, что заклинивание произошло именно по причине недостатка смазки, а не перегрузки или других причин. 

Срок службы

Срок службы — это ориентировочный период работы товара при условии соблюдения правил эксплуатации. Обычно он рассчитывается ещё на этапе проектирования и зависит от характеристик товара, его конструкции, материалов, назначения, условий эксплуатации и других факторов.

Если гарантийный срок может устанавливать продавец, то срок службы устанавливает только производитель. А если срок службы не был установлен, тогда по статье 19 закона «О защите прав потребителей», он будет равен десяти годам со дня покупки.

Гарантийный срок и срок службы: чем они отличаются

Если товар сломался после окончания гарантии (до 2 лет), но до истечения срока годности (до 10 лет), то по статье 19, требовать от производителя устранения поломку можно только в случае, если она является «существенным недостатком». То есть если товар нельзя починить вообще, если затраты на ремонт будут несоразмерными или если ломается товар уже не в первый раз и даже после починки. 

Условно говоря, если вы уже обращались с жалобой на работу стиральной машины, вам проводили ремонт, но проблема не исчезала (или проявлялась со временем), предъявлять рекламации можно и после истечения гарантийного срока (в пределах срока службы). 

Так что оба срока имеют принципиальное значение для покупателей. Кстати, в течение срока службы техники производитель обязан обеспечивать модель расходными материалами и запасными частями.  

Читайте также:

Рекомендуем