Нужен ли вам электроскутер? Опыт эксплуатации модели Like.Bike N5
Проехать на личном транспорте 100 км за 15 рублей без физических усилий – это возможно? Делимся нашим опытом использования электрического скутера от компании Like.Bike.
Электротранспорт продолжает завоевывать мир. Правда, автомобиль на электротяге позволить себе может не каждый, а самокаты и велосипеды не подходят для перемещений на большие расстояния. Есть ли промежуточный вариант? Да — электроскутер! Мы долго не могли решиться на покупку такого двухколесного чуда, и вот в начале лета все свершилось. Рассказываем о своем опыте эксплуатации скутера Like.Bike N5.
Какую модель и где купить?
К сожалению, в России выбора электроскутеров практически нет. Оно и понятно: с нашим климатом двухколесный транспорт может пользоваться популярностью разве что в южных регионах. Наш Like.Bike N5 пришлось заказывать в Китае, он обошелся $1439. К сожалению, в России именно такую модель довольно проблематично найти, поэтому пришлось покупать через Украину (в которую в свою очередь он попал из Китая). Сразу озвучу волнующий многих вопрос цены байка — 1439 долларов или почти 100 000 рублей.
Электроскутер в почти полностью разобранном виде (об этом честно предупредили), в большой коробке.
А вот о чем не упомянули, так это об отсутствии инструкции по сборке. Даже никакого намека на нее не оказалось! Пришлось включать логическое мышление и собирать самостоятельно, как LEGO для взрослых. Некоторые этапы мы засняли такой сборки.
За два часа скутер был собран, оценен нашим главным экспертом по кличке Пухлей. Осталось зарядить аккумулятор (приехал разряженным) — и можно отправляться в первую поездку.
Каков в управлении и как ведет себя на дороге?
Управление здесь почти такое же, как у бензиновых скутеров. На правой рукоятке — управление газом, там же передний тормоз, переключатель скоростей и кнопка включения ближнего света с габаритами. На левой рукоятке находится задний тормоз, кнопка переключения ближнего и дальнего света, кнопка заднего хода (R) и переключатель указателей поворотов. Ничего сложного в управлении нет — выкручиваешь ручку газа (чем сильнее, тем активнее разгон), тормозишь ручными тормозами. Ну и не забываешь информировать других участников движения о планируемых маневрах — включаешь поворотники.
На панели управления — самые основные показатели. Одометр, спидометр, показатель напряжения и остатка заряда аккумулятора. Экран яркий, хорошо читается даже в солнечную погоду. На одометре можно видеть как общий километраж, так и пробег с начала последнего включения скутера.
Двигатель мощностью 1000 Вт расположен в заднем колесе. По паспорту наш скутер может разгоняться до 60 км/ч, но по факту эту скорость можно развить разве что под горку. Но свои 55 км/ч он уверенно едет. Соответственно, для передвижения по дорогам общественного пользования достаточно прав категории М.
Оба тормоза — гидравлические. Работают отлично, хотя задний контур пришлось прокачать — в нем оказался воздух.
Скутер двухместный, и даже при наличии двух седоков (общим весом около 140 кг) разгоняется довольно бодро. По паспорту он способен преодолевать горки с углом подъема до 25°, что соответствует примерно 46,6 % (для дорожного знака). На практике даже в горку заехать проблем не составляет, особенно, если подъехать к ней на достаточной скорости.
Классно, что здесь есть задний ход — можно легко выезжать с парковки супермаркета. Бензиновую модель пришлось бы толкать назад ногами.
По поводу движения в пробке. Конечно, размеры скутера позволяют двигаться между рядами. Но едет он практически бесшумно, поэтому фактически водители машин вас не замечают. И иногда очень пугаются. Так что с точки зрения безопасности модели с ДВС, вероятно, выигрывают.
Зато электрический двигатель не портит воздух вокруг и не расходует энергию во время остановок. Скажем прямо, пешеходы и автомобилисты недолюбливают владельцев двухколесного транспорта в том числе за громкие звуки выхлопа (за что отдельное спасибо райдерам на спортбайках). А вот к человеку на электроскутере относятся более лояльно.
Езда ночью: можно, но осторожно
Для езды в темное время суток здесь есть ближний и дальний свет. Кстати, фары очень яркие, и встречные машины замечают тебя сразу. Конечно дальний свет здесь не такой мощный, как автомобиле, но все же бьет сильно и даже слепит.
Традиционно для «двухколесных» лучше принять меры для того, чтобы тебя лучше замечали на дороге. В идеале — надевать жилет или другую одежду со световозвращающими полосами. Про шлем даже не упоминаем — он обязателен. Также рекомендуем купить очки для ночной езды (есть в любом автомагазине).
Какой запас хода скутера?
Здесь установлена не увесистая свинцово-кислотная батарея, а легкая (8 кг) литиевая напряжением 72 В ёмкостью 20 Ач. Она позволяет без подзарядки проехать до 60 км при скорости в 30 — 40 км/ч. Мы проверили: если не злоупотреблять скоростью, вдвоем можно уехать на это расстояние. Заодно протестировали режим его «аварийной доставки»: батареи не хватило на пару километров, и пришлось толкать скутер вручную. Ничего, справлись.
Аккумулятор расположен под ногами водителя, и его можно снимать для зарядки дома. Это очень удобно, если вы живете в многоэтажном доме (Россия — это не Китай, у нас в каждом подъезде нет розетки). Заряжается он около 5 — 6 часов в зависимости от степени разряженности. Выдерживает до 1000 циклов перезаряда, после чего его емкость снизится до 70 % (пока мы это утверждение не можем проверить, так как ездим относительно недолго).
Разряжается аккумулятор пропорционально скорости движения. То есть при скорости 30 — 40 км/ч его хватит на 60 км, а при скорости 50 км/ч уже на 50 км. Не так много по сравнению с «безлимитом» бензиновых моделей, но вполне достаточно для поездки на работу и обратно даже в Москве. Можно купить второй аккумулятор — правда, его стоимость равна примерно половине стоимости скутера.
Сколько же стоит 100 км хода скутера? На полную зарядку аккумулятора тратится 1,44 кВт*ч, что составляет примерно 8 рублей (в разных регионах стоимость электроэнергии разная). В итоге 100 км хода (около 2-х зарядок) нам обошлись примерно в 15 рублей. Такого расхода точно не добьешься на бензиновом скутере и уж тем более на мотоцикле. Если у вас многотарифный счетчик, можно заряжаться ночью, и стоимость километра пробега вообще снизится до копеек.
Можно ли что-то на нем возить?
Максимальная грузоподъемность скутера составляет 200 кг, поэтому к общему весу водителя и пассажира по идее можно еще что-нибудь добавить. Место для крупного багажа есть — пространство в ногах. Сюда можно кинуть хоть мешок картошки.
Электроскутер также оснащен вместительным багажником, расположенным под сиденьем. В него свободно помещается зарядное устройство, две куртки, два открытых шлема и еще всякая мелочь — отсек реально вместительный. В других моделях багажник гораздо скромнее. Если все равно не хватает места, можно поставить кофр.
Что с безопасностью?
Устройство оснащено сигнализацией, которая при включении блокирует заднее колесо. Если кто-то захочет незаконно переместить его, то сигнализация «закричит» (а она тут реально громкая), а заднее колесо заблокируется — то есть укатить его своим ходом не получится.
Но не стоит быть беспечным и оставлять его на ночь на улице без присмотра, так как в принципе легкую технику (весит скутер 87 кг) часто увозят на прицепах или в грузовичках. Разумеется, сигнализация работает только при наличии аккумулятора. Если вы сняли АКБ и отнесли домой заряжаться — считайте, оставили технику без защиты. На этот случай лучше купить цепь или замок, чтобы пристегивать свой транспорт к подходящему забору или столбу.
Наше мнение об эксплуатации Like.Bike N5
Если вас не смущает передвижение по дорогам на двух колесах, электроскутер — отличный вариант. Стоит недешево, но практически не требует расходов при эксплуатации. Стоимость каждого километра — мизерная, замены масла, фильтров и прочих типичных для бензиновых моделей расходников не требуется. Конечно, смущает полное отсутствие сервиса и запчастей в наличии, но конструкция простая — надеемся, критические поломки в обозримом будущем нам не светят.
Управлять скутером сможет даже человек без опыта езды на двухколесном транспорте. Все просто и логично. Никаких выхлопов и шума, а, значит, вы не будете раздражать окружающих. Важно позаботиться о собственной безопасности и подобрать противоугонное средство.
Преимущества
- Тихий плавный ход
- Хорошая сборка
- Можно ездить вдвоем и с грузом
- Легкое управление
- Сигнализация
- Съемный Li-Ion аккумулятор
Недостатки
- Цена
- Без аккумулятора не работает сигнализация и не блокируется колесо
- Сборка вручную без инструкции
Антон Гладышев, редактор ichip.ru
Для любителей электротранспорта: