Исследование: какие приложения охотно продают ваши данные

19.05.2021

Май 2021 года прошёл в интернет-сообществе под знаком горячих споров вокруг новой политики конфиденциальности популярного мессенджера WhatsApp. Но, как выяснилось, вопросы есть не только к этому приложению, а вообще ко всему, чем владеет Facebook Inc.

Pixabay

С 15 мая использование WhatsApp для тех, кто не согласился делиться с материнской компанией регистрационными данными (номером телефона в том числе), информацией о транзакциях, сведениями об устройстве и интернет-соединении, затруднилось. Мессенджер частично ограничил функционал отказавшимся принять новые условия.

Обмен пользовательскими данными для того, «чтобы обеспечивать функционирование наших услуг, предоставлять их, улучшать, анализировать, настраивать, поддерживать и продвигать наши услуги и их предложения», внутри компаний Facebook Inc. взбудоражил людей, хотя их заверили — содержание звонкой и переписки, список звонков и сообщений, данные о местонахождении пользователя и его контакты недоступны даже сотрудникам WhatsApp, не говоря уже о третьих сторонах. Наше мнение о том, стоит ли переживать из-за новой политики мессенджера мы излагали в этой статье: 

При этом многие даже не отдают себе отчёт о том, какое множество мобильных приложений собирает информацию о пользователе и в том числе продаёт их «на сторону». 

Эксперты сервиса pCloud, воспользовавшись обновленной политикой конфиденциальности Apple, которая теперь дает больше информации о том, как разные приложения используют наши данные и куда отправляют их, проанализировали популярные сервисы и изучили, какой софт больше прочих собирает сведения для собственных нужд и какой — для передачи третьим сторонам. Кроме того, pCloud назвал приложения, которые наиболее бережно относятся к пользовательским данным. 

Приложения хотят знать о вас все больше

Что собирают приложения? Им интересно все! От списка ваших контактов и истории просмотров до местоположения и уровня физической активности. В деньги можно превратить любые данные о пользователи — даже если они неинтересные конкретному приложению, сведения всегда можно продать компаниям, которым они важны. Мы автоматически даём согласие на подобные действия, принимая условия пользовательского соглашения при регистрации. Вряд ли кто-то читает эти огромные документы перед тем, как принять их. Несмотря на то, что создатели приложений берут на себя обязательство охранять собранные данные, это вовсе не означает, что они не уходят третьим лицам.  

Приложения, которые делятся вашими данными с третьими сторонами

blog.pcloud.com

Результаты исследования pCloud показывают, что из проанализированных приложений более половины — 52% — передают пользовательские данные третьей стороне. Причём лидерами по этому показателю являются два приложения Facebook Inc.!

79% сведений о пользователе охотно продают другим компаниям в Instagram, 57% отслеживаемых данных передаёт на сторону в Facebook, а 50% предоставляет в распоряжение других лиц LinkedIn.

На этом фоне YouTube (43%), TikTok (36%), Tinder и Twitter (по 21%) выглядят образцом приватности. Часть данных компании используют для улучшения работы собственных сервисов, а часть — для показа релевантной запросам пользователей рекламы, причём именно эту составляющую наиболее охотно закупают третьи стороны. Поэтому несколько пугает, что Instagram, ежемесячная активная аудитория которого составляет более 1 млрд человек, без особых терзаний делится личными данными и историей просмотров своих пользователей с другими компаниями. 

Из изученного софта 80% собирает данные для показа таргетированной рекламы своих продуктов как внутри приложения, так и за его пределами, а также для продвижения товаров и услуг компаний, которые закупают подобную информацию. И опять в лидерах Instagram и Facebook, которые используют 86% ваших данных, чтобы продавать вам больше своих продуктов и показывать вам релевантную рекламу от имени других. LinkedIn, Twitter и YouTube делятся только половиной таких сведений о пользователях.


Основываясь на общем объеме данных, которые приложения собирают для продажи, таргетированной рекламы и отслеживания ваших действий, в pCloud составили топ-100 приложений и антилидерами рейтинга стали всё те же «герои». Instagram (62%) и Facebook (55%), которые больше половины собранных о своих пользователей данные передают или продают третьим сторонам.

В противоположном углу «ринга» не менее популярные Zoom, Clubhouse, Netflix, Shazam, Skype и Telegram — из всех собранных о своих пользователях сведений эти приложения предоставляют в распоряжение третьих сторон ровно… 0% данных. То есть можно быть полностью уверенным, что уж этот-то софт точно не будет рассказывать о тебе посторонним. 

Какие приложения лучше других сохраняют конфиденциальность?

blog.pcloud.com

А что же WhatsApp, который буквально превратили в мальчика для битья, обвиняя его во всех смертных грехах? Оказалось, что бедный мессенджер просто попал под горячую руку — это приложение передаёт третьим сторонам всего 5% собранной о пользователе информации. Это даже меньше, чем у Slack (12%), Airbnb (14%), Tinder (21%), TikTok (24%), Spotify (29%), YouTube (36%) и LinkedIn с Twitter (по 40%). 

Так что если вы переживаете за сохранность данных о вашей активности в приложениях, то опасаться стоит не WhatsApp, а Instagram и Facebook. И если вас такое положение дел не устраивает, то можно решить проблему либо радикально, отказавшись от использования сервисов полностью или свести работу с ними к минимуму (актуально для пользователей Android), либо обновить свой iPhone до iOS 14.5, если вы этого еще не сделали, поскольку тогда появится возможность каждому приложению давать персональное разрешение на сбор пользовательских данных из сторонних приложений и со сторонних веб-сайтов в рекламных целях и прежде чем передавать данные пользователя информационным брокерам. Но в любом случае полностью приватным ваш смартфон не будет никогда. Даже если на нем не установлено ничего, кроме Clubhouse и Telegram.

Хотите сохранять конфиденциальность? Почитайте нашу статью о VPN-сервисах - в ней мы рассказали, чем помогут такие ресурсы и как правильно выбрать оптимальный.