25 важнейших советов по приобретению фотокамеры
Как выбрать фотокамеру, которая подойдет именно вам? Очень просто, если внимательно разобраться в ваших потребностях и творческих задачах. Chip дает 25 важнейших советов, следуя которым вы станете обладателем камеры своей мечты.
Означает ли большее количество мегапикселей лучшую детализацию?
В большинстве случаев да, потому что чем выше разрешение матрицы, тем больше деталей, как правило, может «уловить» чип. Важные в этом плане характеристики вы найдете в результатах тестирования каждой камеры (поля со словом «детализация»). При взгляде на сводную таблицу тестов быстро становится понятно, что камеры с одинаковым разрешением могут обладать разным уровнем детализации. Ключевым фактором здесь могут стать физические размеры матрицы и производительность встроенных процессоров.
Sony RX100 стала одной из первых компактных фотокамер, которые оснащаются относительно большим, 1-дюймовым сенсором. Спустя год присутствия на рынке стоимость данной модели стала уже достаточно умеренной, составляя сумму значительно меньше 26 тыс. руб.
Сколько мегапикселей мне нужно?
Для того, чтобы печатать снимки в формате почтовой открытки (10х15 см) теоретически должно хватить даже 2 Мпикс. Если планируете печать фотографий размером с лист А4, рекомендуется использовать камеру с разрешением не менее 8 Мпикс. Для А3 потребуется уже 12 Мпикс или больше. А тот, у кого есть, например, профессиональная DSLM-камера Sony Alpha 7R II с разрешением 42 Мпикс, может печатать постеры формата А0 и даже больше.
Печатать, разумеется, вы можете и с количеством пикселей, которое меньше рекомендованного значения. Просто при этом вы получите менее четкие и детализированные изображения. Большее количество мегапикселей, наоборот, обеспечат необходимый творческий простор для постобработки фотографий. Например, вы можете выбрать и увеличить до нужных печатных размеров какую-то небольшую часть изображения, при этом ничего не потеряв в качестве печати.
Но следует учитывать не только количество Мпикс, но и размер матрицы, потому что чем больше места на сенсоре занимает каждый отдельный пиксель, тем выше получется качество изображения. Сейчас в тренде компактные камеры с большой 1-дюймовой матрицей. Самым доступным предложением в данном сегменте в настоящее время является Sony RX100.
Почему меньшее количество мегапикселей иногда дает результаты лучше, чем большее количество Мпикс?
Вероятно, вы уже слышали, что большее количество Мпикс не обязательно означает лучшее качество фотографий. Причина кроется в таком понятии, как плотность пикселей: чем большее количество «точек» располагается на сенсоре, тем меньше места для восприятия информации есть у каждой отдельной из них. Кроме того, вместе с количеством пикселей растет и общий шум изображения, а мелкие детали теряются. По этой причине профессиональные фотографы предпочитают использование полно- и среднеформатных камер с матрицами, которые от 30 до 75 раз больше, чем встречающиеся в большинстве компактных аппаратов.
Не удивительно, что в настоящее время трендовыми стали компактные фотокамеры, оснащенные большими 1-дюймовыми матрицами, так как предлагаемое ими качество вплотную приближается к уровню DSLR-DSLM.
В чем заключаются различия между CMOS-, CCD- и CMOS-матрицей с обратной засветкой?
Чтобы не распыляться на подробности, сразу дадим совет: держитесь подальше от CCD-матриц! Если вы не работаете со среднеформатной камерой, то такой тип матрицы можно считать устаревшим и отжившим свой век. CMOS-сенсоры существенно снижают уровень шумов и обеспечивают более высокую детализацию снимков. Конструкция матрицы с обратной засветкой должна показывать еще лучшие результаты в плане шумности изображения.
Нужна ли мне полноформатная матрица?
Если вы вообще задаетесь таким вопросом, то ответ будет однозначным: нет. Хотя, конечно, полноформатные матрицы улучшают результаты съемки благодаря глубине резкости и более низкому уровню шумов. Но при этом камера и «стекла» очень быстро опустошат ваш кошелек и накачают вам бицепсы из-за своего большого веса. Таким образом, если вы берете камеру не для съемок концертов или ночных животных, то вполне достаточно будет камеры с матрицей размера APS-C или даже меньше.
В сравнении современных DSLR- и DSLM-моделей очень убедительно выглядит относительно недорогая Panasonic Lumix GX80 с очень хорошим качеством изображения и возможностью ведения видеозаписи в разрешении 4К.
Насколько высоким должно быть разрешение дисплея?
В отличии от случая с матрицами, относительно дисплеев как правило верно следующее: чем больше пикселей, тем лучше. О резкости фотографий легче судить именно настолько, насколько четче картинка на экранчике. Дисплей с диагональю 2,7 дюйма, на котором размещаются 230000 субпикселей, в настоящее время уже можно считать устаревшим и недостаточно четким. Гораздо лучше 460000 субпикселей. В идеале — по меньшей мере 3 дюйма диагонали и 920000 субпикселей на них. Кроме того, некоторые производители интегрируют в дисплеи дополнительные белые субпиксели, которые «выкручивают» разрешение дисплея за миллионную отметку. Благодаря этому экран хорошо читается даже при ярчайшем солнечном свете.
Какое количество шума считается приемлемым?
Шум — физическое явление, которое возникает при считывании информации с освещенных ячеек матрицы: мешающие пиксели на изображении проявляются обычно в виде маленьких, как правило темно-серых точек, делающих фотографию зернистой и неприглядной. Особенно сильно страдает качество изображения при высоких значениях чувствительности (ISO).
В нашей тестовой лаборатории мы измеряем шумы при различных значениях чувствительности и указываем результаты в так называемых значениях Visual Noise, коротко обозначаемых аббревиатурой VN. Вообще говоря, значение VN состоит из двух оценок и показывает, насколько шумы мешают визуальному восприятию изображения. Соответствующие оценки вы найдете в любом отчете о тестировании фотокамер — они располагаются в таблице в конце соответствующей статьи.
Какое цветовое отклонение следует учитывать?
Большинство камер при дневном освещении практически не делают ошибок, а вот при искусственном освещении многие модели, напротив, придают снимкам легкий оранжевый или голубой оттенок. Причина кроется в цветовой температуре: все, что выше или ниже 5500 Кельвинов — то есть цветовой температуры солнечного цвета — ведет к появлению различных оттенков.
За то, что человеческим мозгом корректируется автоматически, в камерах отвечает баланс белого, коротко обозначаемом буквами WB, от английского термина «White Balance».
Автоматика уже в большинстве случаев хорошо справляется со своей работой и правильно определяет отклонение цветовой температуры. В идеальном случае выравнивание производится вручную с помощью носового платка или — что гораздо точнее — с помощью серой карты. Тот, кто хочет избежать любого риска в этой области, должен сохранять фотографии в формате RAW, чтобы затем желаемую корректировку можно было произвести вручную на ПК — конечно, при условии правильной калибровки монитора.
С каким виньетированием можно смириться?
Физически почти все объективы ближе к краям пропускают свет хуже, чем в самом центре. В зум-объективах виньетирование — этим термином обозначается затемнение по краям — особенно проявляется в начале и в конце диапазона фокусных расстояний. Это затемнение по углам должно составлять в среднем до 20 процентов.
Насколько быстро должна работать камера?
Держитесь подальше от медлительных камер. От камер, которые во время нашего тестирования на подготовку к снимку тратили более 2,5 секунд. В противном случае в решающий момент вы упустите замечательный кадр, так как даже если удастся быстро выхватить фотоаппарат, он еще некоторое время не будет готов к съемке.
Почти так же, если даже не больше, важна скорость рабоы автофокуса: говорить о пригодности для быстрой съемки мы можем только в тех случаях, когда с момента нажатия на кнопку затвора до настройки резкости и сохранения фотографии проходит 0,5 с или меньше. В идеальном случае автоматическое наведение резкости должно быстро работать и с телеобъективом, и при плохом освещении.
Наилучшая оценка в тестовой категории «Быстродействие» в настоящее время принадлежит фотоаппарату Panasonic Lumix DMC-FZ1000. Постоянно стремительный автофокус и серийная съемка на скорости до 9,5 фотографий в секунду заставляют конкурентов выглядеть очень медлительными.
Насколько большим должен быть зум?
Короткие фокусные рассояния, 28 мм и меньше, в случае малого формата наиболее практичны прежде всего для пейзажной и архитектурной съемки: благодаря широкому углу зрения в кадр попадает больше объектов, но особенно по краям изображения они получаются немного искаженными.
Длинные фокусные расстояния, более 300 мм, хорошо подходят для съемки удаленных объектов, но в «теле-режиме» интенсивность света значительно снижается, а риск получения размытости изображения из-за дрожания объектива возрастает. В этом случае стабилизатор изображения становится очень практичным инструментом.
Nikon Coolpix P900 с его 82-кратным оптическим зумом является рекордсменом по увеличению. Эту камеру мы можем порекомендовать вследствие её хороших результатов, продемонстрированных во время тестирования, а также разумной стоимости, которая значительно ниже 20 тыс. руб.
Нужен ли мне стабилизатор изображения?
Оптический или механический стабилизатор изображения всегда будет рациональной опцией при съемке «с руки», так как увеличенное при фотографировании в плохо освещенных помещениях время экспозиции и малейшее дрожание руки при использовании телеобъектива быстро могут привести к появлению размытия на снимке. В основном верным считается следующее правило: величина, обратная фокусному расстоянию, является минимальной выдержкой. Например, 200 мм означает выдержку 1/200 секунды или меньше. Со стабилизатором изображения выдержка может быть в 3-4 раза дольше — 1/25 секунды.
Совет: при фотографировании со штатива мы рекомендуем отключать оптический стабилизатор изображения.
На что годится цифровой зум?
Коротко и точно: ни на что. Цифровой зум осуществляет увеличение лишь с помощью интерполяции данных фрагмента изображения, неизбежно ухудшая качество картинки по сравнению с отображением в исходном масштабе. Более качественно и контролируемо можно делать это на ПК при постобработке.
Какая светосила мне нужна?
Чем больше, тем лучше. Это значит, что чем больше светосила оптики, тем больше свободы действий у вас будет при выборе выдержки и борьбе с размытием на заднем плане. Уровень светосилы обычно указывается спереди на объективе и выражается в соотношении фокусного расстояния и минимально открытой диафрагмы. Используется ли обозначение F1,8 или 1:1,8 — никакой разницы. В зум-объективах обычно указываются две цифры, например F2,8- 5,6. Это означает, что при самом маленьком фокусном расстоянии у объектива максимально открытая диафрагма будет F2,8, а при максимальном, «теле»-фокусном расстоянии — максимально открытая диафрагма получится F5,6. Дорогие профессиональные модели обладают такой характеристикой, как одинаковая максимально открытая диафрагма при всех фокусных расстояниях, например 24-70 мм F2,8.
Среди светосильных компактных камер Sony RX100 III выделяется хорошим соотношением цены и качества. Ультра-удобная цифровая камера предлагает 3-кратный зум с начальной светосилой F1,8.
Какие интервалы выдержки мне нужны?
В принципе: от возможно более долгого до возможно более короткого. Для повседневной любительской фотографии оснащения большинства камер будет достаточно. При съемке даже очень быстро движущихся объектов вам редко потребуется выдержка меньше 1/2000 секунды. Более критичным этот параметр становится при фотографировании с большой выдержкой, например, если вы фотографируете звезды — от 4 до 8 секунд может оказаться мало. Существенно лучше результаты могут получиться при выдержке от 30 до 60 секунд. Замечательно, если у камеры есть режим Bulb, так называемая «выдержка от руки», который позволяет держать затвор открытым настолько долго, насколько это нужно фотографу, то есть пока он не снимет палец с соответствующей кнопки.
Достаточно ли будет одного лишь дисплея в качестве видоискателя?
Лучшие видоискатели предлагают DSLR-камеры. Здесь зеркало напрямую поворачивает картинку в видоискатель без всякой электронной обработки. Все больше в моду входят прежде всего системные камеры, которые предлагают альтернативу в виде электронного видоискателя. Конечно, даже при самом высоком разрешении дисплея он пока еще не может сравниться с оптическим видоискателем, но уже очень близок к этому. Кроме того, данная аппаратура позволяет прямо перед съемкой получить «предпросмотр» накладываемых фильтров и эффектов. Впрочем, это можно делать и на дисплее, расположенном на задней стороне аппарата.
При этом у дисплеев на задней стороне камеры есть один существенный недостаток: зачастую при ярком солнечном свете на экране практически ничего не видно. Из-за этого процесс кадрирования сразу превращается в азартную игру с удачей.
Какие макро-расстояния мне нужны?
Завораживающие взгляд мелочи: если вы любите фотографировать цветы и насекомых с близкого расстояния, то фокусное расстояние в 10 см вам не подойдет, понадобится 1 см — впрочем, его могут предложить большинство современных ультракомпактных цифровых камер. Недостаток по сравнению с DSLR- и DSLM-камерами, оснащенными макро-объективами: пугливые насекомые быстро разбегутся, если вы попытаетесь сфотографировать их, приблизившись слишком сильно. Здесь мы рекомендуем использовать макро-фокусные расстояния 90 или 105 мм.
В чем заключается различие между DSLR и DSLM?
Собственно говоря, только в одном: в зеркале. В DSLM зеркала нет, то есть иображение не разворачивается, что в итоге дает многочисленные преимущества. Прежде всего в плане веса и размера — по габаритам такие модели могут приближаться к удобным цифровым камерам. При этом многие производители используют сравнительно большие матрицы размера APS-C и делают возможной смену объективов — совсем как у DSLR. Самый большой недостаток у «беззеркальных» камер по сравнению с «зеркалками» — меньшая продолжительность времени автономной работы, так как в них при работе используется либо дисплей на задней стороне корпуса, либо электронный видоискатель, которые постоянно тянут энергию из аккумулятора.
Могу ли я и дальше использовать старые объективы с новыми системными камерами?
В случае с продукцией Nikon вы и сегодня можете использовать все объективы с F-байонетом — это касается всего ассортимента компании, выпускавшегося последние 55 лет. Однако в моделях начального уровня с обозначением D3XXX и D5XXX в корпусе нет мотора автофокуса, поэтому настраивать резкость во всех обективах без букв AF-S в названии вам придется вручную.
Поскольку компания Sony выкупила фото-подразделение Minolta, в SLT-моделях Alpha вы можете использовать все A-объективы «аналоговых» времен — при этом в вашем распоряжении будет стабилизатор изображения, вмонтированный в корпус самой камеры. В случае с DSLM-камерами в обращение вводится новый E-байонет. Таким образом, если вы захотите использовать А-объектив, вам понадобится адаптер EA-LA4. Canon, Fujifilm и другие производители в цифровую свою эпоху стали использовать новые байонеты.
На что мне следует обратить внимание, если я хочу и дальше использовать старые объективы?
Так как матрицы большинства современных цифровых зеркальных камер имеют величину APS-C (примерно 24х16 мм), то есть меньше, чем малоформатная пленка (примерно 36х24 мм), то фокусное расстояние надо будет пересчитывать с определенным коэффициентом, в большинстве случаев 1,5 (у Canon 1,6).
50-мм объектив в DSLR-камере с матрицей размером APS-C соответствует примерно 75-мм фокусному расстоянию в малом формате. В полноформатных камерах фокусные расстояния используются без этого так называемого кроп-фактора.
Какой формат файлов мне нужен?
90 процентов пользователей нужен только JPEG и большинство камер предлагают возможность сохранять фотографии только в этом формате. Цифровые камеры класса Hi-End, DSLM- и DSLR-камеры работают также с TIFF и RAW, которые предназначены в основном для дальнейшей постобработки на ПК. Баланс белого, резкость и многое другое значительно лучше получается изменять в RAW-файлах, так как они либо минимально, либо вообще не «сжаты». Тот, кому не нужна серьезная постобработка снимков, вполне может обойтись и форматом JPEG.
Нужны ли мне ручные настройки?
Обычно автоматика позволяет получить четкие и правильно экспонированные снимки. Однако, если вы рассматриваете фотографию как серьезное хобби, освоить работу с ручными настройками просто необходимо. Например, вы можете вручную определять глубину резкости, делая четкой часть объекта на определенном расстоянии от камеры. Чем меньше будет открыта диафрагма, тем больше будет четкая область и наоборот. Иллюстрация показывает пример маленькой глубины резкости: размытый передний план, четкий объект, размытый фон.
На что нужно обратить внимание в плане видео-функций?
Современные цифровые камеры должны обладать способностью снимать видео в разрешении как минимум 1280х720 пикселей (HD, 720p) и со скоростью 25 кадров в секунду. Это считается необходимым минимумом для получения четких записей при просмотре на плоских мониторах. Тем временем многие камеры уже могут снимать в разрешении Full-HD, то есть 1920х1080 (1080р), сохраняя тем самым значительно более детализированное изображение. Современные компакт-камеры, а также DSLR и DSLM снимают даже в четырехкратно лучшем разрешении, так называемом Ultra-HD (2160p).
Некоторые производители ошибочно называют такое разрешение форматом 4К, хотя 4К соответствует горизонтальное разрешение 4096 пикселей. При этом большинство камер осиливают лишь 3840р, аналогично так называемым 4К-телевизорам.
Камеры, которые могут записывать видео в разрешении 4К, в том числе Panasonic Lumix FZ1000, мы собрали в соответствующей статье.
Какие интерфейсы мне нужны?
USB 2.0 для современных камер — это стандарт. Только профессиональные камеры пока что могут предложить USB 3.0 и сетевой разъем RJ45. Для прямого отображения на телевизоре у камеры должен быть HDMI-разъем. При этом многим камерам потребуется переходник с micro- или mini-HDMI на обычный HDMI-порт.
Тот, кто снимает большое количество видео, должен обратить внимание на наличие входа для внешнего микрофона, так как интегрированный «звукосниматель» зачастую имеет не очень хорошее качество. Кроме того, профессионалам понадобится и выход для наушников, чтобы контролировать процесс звукозаписи.
Далее, модели среднего класса и выше должны иметь в списке оснащения так называемый «башмак» для вспышки, чтобы можно было использовать практичные системные вспышки и другие аксессуары. Кабель для синхронизации вспышек или пульт дистанционного спуска затвора, напротив, нужен скорее всего только профессионалам.
А вот наличие WLAN-модуля будет полезно широкому кругу пользователей ,ведь с его помощью можно копировать фотоснимки и видеозаписи, а также осуществлять дистанционное управление камерой через смартфон. NFC делает удобным подключение к устройствам на операционной системе Android.
Все компактные камеры с WLAN-модулями мы представляем вашему вниманию в этой статье. А на этой странице — обзор современных DSLR- и DSLM-моделей с WLAN-модулем.
Что должно входить в комплект поставки?
К стандартной комплектации относятся USB- и видео-кабели, а также программное обеспечение для копирования и синхронизации данных. Часто производитель включает в комплект поставки какое-нибудь рудиментарное ПО для обработки изображений. Для работы с RAW-файлами мы рекомендуем программы посерьезнее.
Также в комплект поставки должен входить аккумулятор, но далеко не всегда в коробке вы найдете отдельное зарядное устройство. Особенно маленькие модели в большинстве случаев заряжаются через USB-кабель. Это можно считать как преимуществом, так и недостатком, ведь не всегда у вас под рукой будет ПК или USB-аккумулятор.
Обязательно следует предусмотреть расходы на приобретение дополнительной карты памяти, ведь если таковая и входит в комплект поставки, то как правило она будет очень маленькой. На встроенную память аппарата тоже много фотографий не поместится. Рекомендации по выбору карт памяти можно посмотреть здесь.