«Великий Гэтсби»: цифровая адаптация

«Великий Гэтсби»: цифровая адаптация

На Blu-Ray, 3D Blu-Ray и DVD выходит «Великий Гэтсби» — последний фильм База Лурмана, в котором с применением современной компьютерной графики правдоподобно рассказывается об удивительной эпохе «Ревущих 20-х». Картина снята по одноименному роману Ф. С. Фицджеральда.

На Blu-Ray, 3D Blu-Ray и DVD выходит «Великий Гэтсби» — последний фильм База Лурмана, в котором с применением современной компьютерной графики правдоподобно рассказывается об удивительной эпохе «Ревущих 20-х». Картина снята по одноименному роману Ф. С. Фицджеральда.

 На DVD и Blu-Ray выходит 'Великий Гэтсби' На DVD и Blu-Ray выходит «Великий Гэтсби» Экранизировать такую известную книгу, как «Великий Гэтсби», — занятие не просто трудное, но еще и опасное. Фильм априори не оправдает ожиданий очень многих. К тому же, рискует растянуться до невозможности и погрязнуть в куче важных деталей. Поэтому Лурман щедро режет эпизоды и прибегает к любимой им условности, делая повествование немного нереальным, в чем ему немало помогают упомянутые современные технологии — в конце концов, из мира развлекательного кино они должны были дойти и до фильмов по ключевым литературным произведениям. С другой стороны, нельзя не отметить, что у Лурмана накоплен серьезный опыт в адаптации книг на все времена и экранизации сюжетов на историческую тематику. Напомним, что он — автор блестяще осовремененной экранизации «Ромео и Джульетты» («Ромео+Джульетта», 1995 год) и картины «Мулен Руж!» о знаменитом парижском кабаре в его лучшие годы в конце XIX–начале XX веков.

«Великий Гэтсби» Лурмана начинается со сцены, которой нет в романе Фицджеральда. Вслед за стилизованными под ар-деко рамочными узорами, сопровождаемыми тягучими звуками, стилизованными под некий грустный мотив «Эпохи Джаза», мы видим яркий зеленый огонек, мигающий сквозь идущий над водой снег, а после — «Здравницу Перкинсона», где молодой человек, страдающий алкоголизмом и депрессией, изливает душу старому доброму доктору и рассуждает о пороках своего поколения. Этого человека зовут Ник Кэррауэй (Тоби Макгуайр) и он — рассказчик и представитель Фицджеральда в романе и фильме. Кэррауэй говорит доктору о том, как бесцельно в пьяных и веселый оргиях его поколение проводило жизнь в 1922 году, стремясь шагать в ногу со временем. Сам Фицджеральд в «Ревущие 20-е» жил точно так же, даже с большим размахом: на фоне литературного успеха молодой писатель роскошествовал, устраивал эпатажные выходки и очень много пил. Такому образу жизни способствовало и благополучие послевоенной Америки, когда, цитируем по фильму, «биржевые индексы били все  рекорды, вечеринки становились шикарнее, шоу — смелее, здания — выше, мораль — свободнее, а запрет на алкоголь делал его все дешевле». Для Фицджеральда пьянство и шумиха оказались непосильной ношей: он начал болезненно воспринимать спиртные напитки и к зениту своей славы, как раз после написания «Великого Гэтсби», превратился в очень нервного человека с большими странностями. Примерно таким мы встречаем его в начале экранизации.

В порочной кутерьме двадцатых годов, тем не менее, есть свой герой, образ которого притягивает Фицджеральда и Кэррауэя. Это, разумеется, сам Гэтсби. Он — воплощение своего времени: человек из ниоткуда, сделавший безумные деньги на темных делах, якшающийся с темными людьми и закатывающий в своем шикарном особняке, выстроенном под средневековый замок, шумные многолюдные баллы, где под безумные звуки «джаза» (удачно представленного современной музыкой) и пляски полуголых женщин воротилы преступного встречаются  с политиками, государственными чиновниками, звездами шоубизнеса и спорта (не правда ли, похоже на 90-е в России). Но в то же время Гэтсби обладает «редким даром надежды, романтическим запалом», которого, по словам рассказчика, он «никогда больше не встречал и, наверное, никогда не встретит». Кроме того, Гэтсби с маниакальным отчаянием влюблен в женщину, которая принадлежит совсем иному миру, хоть и живет с ним в одну эпоху — богатую аристократку с эфемерной внешностью, Дэзи Бьюкенен. Пять лет назад, во время первой мировой войны, Гэтсби и Дэзи любили друг друга, но он уехал сражаться в Европу, а она вышла замуж за богача Тома Бьюкенена, мерзкого типа и жуткого подлеца, как становится ясно буквально с первых кадров с его участием. С тех пор Гэтсби одержим идеей снова встретиться с Дэзи и снова быть с ней. Отсюда и слоган фильма, являющийся утверждением самого Гэтсби: «Нельзя вернуть прошлое? Ну, конечно, можно!». Со временем это ему почти удается…

Роль Гэтсби, как нетрудно догадаться по постеру к картине База Лурмана (см. предыдущую страницу), исполняет Леонардо Ди Каприо. К счастью, в фильме он гораздо лучше, чем на афише: очень живой  и почти не смазливый, отчего в свое время его не смог избавить Скорцезе в череде очень кровавых кинолент вроде «Банд Нью-Йорка» и «Отступников». Здесь же его словно потерли наждаком и иногда он выглядит даже брутально. Возраст явно идет Ди Каприо на пользу. При этом, во всей киноистории со всей ее условностью образ Ди Каприо оказывается наиболее реалистичен.

Дэзи Бьюкенен играет Кэри Маллиган, известная по фильмам «Гордость и Предубеждение», «Нортенгерское аббастство», «Джонни Д». Нельзя сказать, что она не соответствует своей  роли. Напротив, как и все, кто на обложке, — она полностью попала в образ и, «Великий Гэтсби» теперь будет восприниматься через фильм Лурмана: читая роман после того, как посмотрел фильм, трудно отделаться от ЭТОЙ Дэзи, ЭТОГО Кэррауэя и ЭТОГО Гэтсби. Между тем, сама роль Дэзи — не всегда приятна. Ее героиня слаба и, что называется, без «изюминки», и это со всей силой проявляется в Маллиган. Она как Эстер в телесериале «Богатые тоже плачут»: и красива, и несчастна, но отрицательный, нелюбимый зрителем персонаж.

  Том Бьюкенен в интерпретации Джоэла Эдгертона — типичный представитель дегенерирующих аристократических фамилий начала XX века: он пошл, пуст, богат, постоянно изменяет Дэзи. Ко всему прочему, он увлекается расистскими теориями, подобно многим людям своего круга в то время. Выглядит Бьюкенен как гибрид Ивана Поддубного и мексиканского сутенера, то есть, имея вполне атлетическое телосложение, носит аккуратные усики, достаточно слащав и жесток. С другой стороны, несмотря на свой атлетизм, в возникшей однажды бесконтактной схватке с Гэтсби (из-за Дэзи, конечно) он физически смотрится более слабым, чем его неспортивный и даже чуть обрюзгший соперник в розовом, на тот момент, костюме.

Рядом с Томом на постере к «Великому Гэтсби» изображена его любовница Миртл Уилсон в исполнении Айлы Фишер («Взломщики сердец», «Шопоголик»). Она хороша, но не всегда так вульгарна, как хотелось бы. Впрочем, возможно во всем виноват дубляж и в оригинале — она настоящее дитя «Века Джаза», смакующее само слово «джаз», которое, по словам Фицджеральда, означало «сперва секс, затем стиль танца и, наконец, музыку». В романе и, соответственно, в фильме Миртл Уилсон достается роль невинной жертвы, расставившей все по своим местам и ускорившей его трагическую развязку.

Последний из главных героев «Вэликого Гэтсби», о ком мы еще не упомянули (взгляд в очках опускаем, это — «глаза бога»), — девушка с внешностью роковой киноактрисы немых фильмов. Это — подруга Дэзи, чемпионка по гольфу Джордан Бэйкер, которую играет молодая актриса Элизабет Дебики, ставшая бесспорным открытием фильма. Несмотря на то, что ей досталась не главная роль, да и вообще мало, что досталось —  те куски, где в романе она действует на авансцене были вырезаны при монтаже — она сыграла очень запоминающееся и смогла привлечь к себе внимание.

*** На DVD зрителю «Великого Гэтсби», помимо самого фильма, доступны «удаленные сцены», а на дисках Blu-Ray и 3D Blu-Ray еще такие дополнительные материалы, как «Величие Гэтсби», «И внутри, и снаружи» с Тоби Магуайром, Свингующий «Гэтсби», экскурс в «Эпоху джаза» и моду 20-х, рассказ о визуальной поэтике Фицджеральда, трейлер экранизации 1926-го года, репетиции актеров и кадры со съемочного процесса, разоблачение «Гэтсби». Эта информация познавательна и очень полезна.

Так, например, из «удаленных сцен» можно узнать, что режиссер, выкидывая множество важных эпизодов, делал акцент на том, как Кэррауэй постепенно сближается с Гэтсби и узнает его с лучшей стороны. Цель этого акцента понятна — и себе и зрителю Лурман должен был убедительно показать, почему Гэтсби при своих пороках лучше остальных: лучше своих компаньонов-бандитов, лучше праздной публики, кутящей под ревущий джаз 20-х годов, лучше Бьюкенена, лучше Дэзи. Однако тогда остается непонятным, почему была вырезана серия эпизодов, происходящих после самого трагичного момента фильма — смерти Гэтсби. Ведь там мы видим, что никто из сотен знакомых Гэтсби не приходит на похороны героя, кроме его отца, оказавшегося бедным фермером с плебейской фамилией Гетц из американской глуши, странного посетителя библиотеки в доме-замке Гэтсби и самого рассказчика.

Также оказывается недоступна ключевая сцена, когда в присутствии Кэррауэя начинается объяснение между Гэтсби, Томом Бьюкененом и Дэзи, которая тогда уже вновь воспылала страстью к своему забытому любовнику. В какой-то момент нервное напряжение нарастает до такой степени, что требуется пауза и все уходят и, желая приободрить Гэтсби, рассказчик что-то говорит о мелодичности и красоте голоса Дэзи, на что получает ответ: «Ее голос полон денег».

В общем, недостатки в фильме есть. Всегда приходится чем-то жертвовать во имя формы и более важных, на твой взгляд, вещей. Их собирательный образ в «Великом Гэтсби», проходящий через всю картину, — зеленый огонек, печально и призывно мигающий в ночи у дома Бьюкененов, как индикатор жесткого диска на ноутбуке. С причала своего шикарного поместья Гэтсби через залив протягивает к нему руку, словно желая коснуться. Он сделал этот огонек смыслом своей жизни, но, как и в случае с жестким диском, — это всего лишь зеленая лампочка. Техническое изобретение. Никакой Дэзи за ним нет.

Изобретения «Эпохи Джаза»

В романе и фильме о Великом Гэтсби есть моменты, когда воздается должное гению технического прогресса. Между тем, подробно о доступных в начале 1920-х современных устройствах не рассказывается. Лишь в сцене, когда Гэтсби показывает Дэзи Бьюкенен и Кэррауэю свой нелепый особняк и свое поместье, он упоминает о некоторых из них. Например, огромный электрический холодильник.

Первые охлаждающие камеры, в которых, как и в современных холодильниках использовалась технология компрессионного цикла, стали появляться еще в 1850-х годах, а в 1858 году французский ученый Фердинанд Карре изобрел первую абсорбционную холодильную машину, работающую за счет абсорбции аммиака. На много лет о ней забыли и лишь в XX века возродили в России: здесь в Москве начали продаваться устройства под названием «Эскимо». Для их работы требовались уголь, дрова, керосин или спирт, а за цикл они выдавали до 12 килограммов льда. Первые электрические холодильники появились в 1913 году. В 1922 году, когда происходит действие «Великого Гэтсби»,  шведские студенты Бальтазар фон Платен и Карл Мунтерс изобрели первый абсорбционный холодильник без движущихся механических частей.

Еще один гаджет, упоминающийся в «Великом Гэтсби» — портативная кинокамера. Причем, устройство фигурирует в фильме, но не в книге, так что довольно трудно определить его марку и модель. Однако, как показано в фильме, камера имеет миниатюрные размеры и снимает в цвете. Гэтсби говорит, что это — новейшая модель. Тем не менее, подобные аппараты появились в середине 1920-х годов и одним из самых первых стала 35-мм камера Eyemo, выпущенная в 1925 году Bell & Howell. Более же всего, отмеченный в фильмы аппарат похож на  Bolex H16 (появилась в 1927 году) или одну из камер серии Filmo (дебютировали в 1928 году, хотя и были разработаны несколькими годами раньше).

    Среди остальных приборов и агрегатов, которые представлены в «Великом Гэтсби» и которые мы успели заметить, лишь вентиляторы и радиоприемники  можно отнести к электротехнике. Между тем, к началу 20-х уже были ламповый генератор, тостер, кварцевый генератор, который до сих пор используется в цифровой технике в качестве генератора тактовых импульсов, и триггер — устройство, способное находиться в одном из двух устойчивых состояний и могущее изменять их под внешним воздействием. Кроме того, непосредственно в 1922 году был открыт кристадинный эффект, заложивший основы для создания транзисторов.

Принцип кристодина. Источник - earlyradiohistory.us/1924cry.htm Принцип кристодина. Источник — earlyradiohistory.us/1924cry.htm

Рекомендуем