Кого убьет искусственный интеллект: одинокую старушку или компанию подростков?

Кого убьет искусственный интеллект: одинокую старушку или компанию подростков?

Автомобили, оснащенные искусственным интеллектом, нравится нам это или нет, являются будущим автопрома. Однако смешанный дорожный трафик, в котором одновременно участвуют автономные машины и гораздо менее предсказуемые водители-люди, может привести к увеличению числа несчастных случаев на дорогах. Смешанный дорожный трафик, в котором участвуют и автономные автомобили, и пешеходы,и водители-люди может привести к большому числу аварий Как [...]

Автомобили, оснащенные искусственным интеллектом, нравится нам это или нет, являются будущим автопрома. Однако смешанный дорожный трафик, в котором одновременно участвуют автономные машины и гораздо менее предсказуемые водители-люди, может привести к увеличению числа несчастных случаев на дорогах.

mit-driverless
Смешанный дорожный трафик, в котором участвуют и автономные автомобили, и пешеходы,и водители-люди может привести к большому числу аварий

Как с ними будет справлять ИИ? На этот вопрос попытались ответить исследователи из MIT. Особенностью исследования, проведенного институтом, является его колоссальный охват. В нем приняли участие около 2 млн человек из более чем 200 стран мира.

 

Рассматриваемая проблема представляет собой осовремененный вариант старой метаэтической дилеммы, называемой также дилеммой трамвая. Представьте такую ситуацию: тормоза трамвая сломаны, он бесконтрольно катится по рельсам. На путях перед ним привязаны пять человек. Чтобы их спасти, вы можете сделать только одно: перевести стрелку и направить трамвай на другой путь, на рельсах которого лежит только один человек. Что вы выберете?

Мы выбираем компанию подростков

По сравнению с классической дилеммой опрос «Моральный автомобиль» сделал шаг вперед. Вопросы задавались следующие:

  • Должен ли ИИ автомобиля пожертвовать своими пассажирами при столкновении со зданием или, напротив, сбить пешеходов?
  • Если в этой ситуации автомобиль сбивает пешеходов, то к какой категории они должны относиться? Быть успешными бизнесменами? Преступниками? Пенсионерами? Стадом коров?
  • А если пешеходы пересекали улицу на красный свет светофора?

Результаты исследования, основанные на 40 миллионах анкет, выявили, что люди предпочитают спасать людей, а не животных, причем предпочтение отдается группе перед одиночками и молодым перед пожилыми. Менее выражены тенденции к сохранению жизни женщинам, а не мужчинам, спасению богачей за счет бедняков и — еще меньше — к том, чтобы сберечь пешеходов, а не пассажиров.

Возраст и религия не влияют на мораль

Около 490 тыс человек, подвергшихся моральному опросу, также заполняли анкеты с вопросами относительно их возраста, пола и религиозных убеждений. Оказалось, что эти характеристики «существенного влияния» на человеческие решения не оказывают.

mit-driverless_2
Человек всегда выбирает спасение человека — особенно если это ребенок

Тем не менее, исследователи обнаружили некоторые культурные различия. Так, жители Франции склонялись к тому, чтобы при аварии сохранить жизнь группе, в то время как респонденты из Японии уделяли этому фактору меньшее внимание.

Исследователи подчеркивают, что исследование, несмотря на огромный охват, не смогло полностью ответить на все вопросы, появление которых возможно при дорожном движении. Однако они надеются, что данное исследование станет первым шагом к глобальной общественной дискуссии о моральных решениях, которые уже совсем скоро будет вынужден принимать искусственный интеллект.

Читайте также: 

Фото: MIT, Google

Теги MIT
Рекомендуем