Как поменялся онлайн-банкинг в 2023 году и что ждать в 2024-м

За последний год банки серьезно проапгрейдили свои онлайн-инструменты для пользователей. В частности в сервисах онлайн-банкинга появилось много новых фич: веб-версии, которые по использованию похожи на мобильные приложения, доступ через мессенджеры, быстрое обновление и другое. Давайте разберемся в возможностях, которые теперь доступны клиентам для управления своими финансами с помощью современных IT-решений.

Как поменялся онлайн-банкинг в 2023 году и что ждать в 2024-м

Не секрет, что мы все реже посещаем отделения банков и все чаще решаем все финансовые вопросы дистанционно, с компьютера, планшета или мобильного телефона. Это и есть онлайн-банкинг — система, которая позволяет управлять своими финансами через приложение банка, браузер или другие доступные способы. Клиенты банков могут  проверять баланс своих счетов, переводить деньги, оплачивать счета, общаться с менеджером, подавать заявки на карту или кредит, и совершать многие другие операции без визита в офис. По данным НАФИ, растет число россиян, которые пользуются мобильным банком (с 34% в 2018 году до 70% в 2023 году) и веб-версией онлайн-банка (с 17% до 43% за тот же период).

Проблемы с приложениями в 2022 году

Как бы ни были удобны мобильные банковские приложения, пользоваться ими в России стало сложнее с весны 2022 года. В это время все больше крупных финансовых организаций стали попадать под западные санкции: App Store и Google Play начали удалять их приложения из своих магазинов, а иностранные компании повсеместно приступили к отзыву своих сертификатов безопасности, необходимых для защищенного пользования программами на телефоне. В результате страдали обычные юзеры. Открыв счет в подсанкционном банке, многие не могли скачать приложение банка на смартфон и воспользоваться дистанционными услугами. А те, у кого приложение уже было скачано, сталкивались с проблемами доступа к нему.

Альтернативы

Тем не менее к 2023 году в онлайн-банкинге появились альтернативные решения, максимально приближенные по уровню комфорта для пользователей к мобильным приложениям. 

Веб-версия. Многие банки сделали шаг к улучшению своих дистанционных услуг в браузере. Теперь пользоваться веб-версиями становится так же удобно, как приложениями. Иконку веб-страницы банка можно сохранить на рабочем столе смартфона, чтобы заходить на сайт в один клик, как в приложение. Веб-версии доступны в любых браузерах — привычных и новых российских. 

Как поменялся онлайн-банкинг в 2023 году и что ждать в 2024-м

Мессенджеры. Банки начали интегрироваться в популярные мессенджеры, такие как «ВКонтакте», «Одноклассники» и другие. Пока набор услуг, которые осуществляются в мессенджерах, ограничен. Но в них уже можно совершать переводы между счетами, оплачивать мобильный телефон, просматривать остаток на счете и выполнять другие функции (их список различается в зависимости от банка и платформы). 

Приложения для Android. По-прежнему доступны мобильные приложения некоторых банков во всех фирменных онлайн-сторах на операционной системе Android. Они продолжают развиваться, в них появляются новые возможности. Например, быстрое обновление — если раньше нужно было специально скачивать обновленную версию, то теперь приложения обновляются автоматически в тот же день, что и веб-версии (как, например, у ВТБ Онлайн).  

Технические новшества

Санкции и необходимость замещать западные технологии российскими решениями подтолкнули сферу онлайн-банкинга к неожиданным техническим нововведениям. В 2023 году банки стали активно внедрять в свои веб-версии отечественные сертификаты безопасности (НУЦ), чтобы защитить данные пользователей. Кроме этого, в браузерах теперь используются различные «фишки», которые раньше были доступны только в приложениях. Например, мгновенно войти в аккаунт веб-версии можно благодаря упрощенному входу через Face & Touch ID. А у пользователей iOS появились удобные push-уведомления. Банки подстраиваются под новые условия, делая онлайн-услуги еще более доступными и безопасными.

Юрий Герасименко, заместитель руководителя департамента цифрового бизнеса банка ВТБ – начальник управления «ВТБ Онлайн»:
Юрий Герасименко, заместитель руководителя департамента цифрового бизнеса банка ВТБ — начальник управления «ВТБ Онлайн»:
Несмотря на ограничения, которые накладывают западные магазины приложений, у наших клиентов сохраняется стабильный доступ к онлайн-банку. Если по каким-то причинам не получается использовать привычное приложение, всегда можно обратиться к веб-версии:  в ВТБ Онлайн сегодня эти два канала выглядят одинаково и предлагают одни и те же функции. Веб-версией могут пользоваться все, включая владельцев «айфонов». По нашим исследованиям, 75% клиентов сообщают, что доступ к онлайн-услугам банка не стал сложнее несмотря на ограничения, а 43% активно используют веб-версию

Что будет в 2024 году

В 2024 году банки продолжат делать онлайн-банкинг еще более удобным и понятным для пользователей. Они сосредоточатся на улучшении дизайна и функционала своих сайтов и приложений, чтобы каждый клиент мог легко и быстро воспользоваться нужной ему услугой. Кроме этого, акцент будет сделан на безопасности: банки усилят защиту от кибератак, чтобы данные и деньги клиентов не подвергались риску. Помимо этого, стоит ожидать расширение списка онлайн-услуг в разных каналах — клиенты смогут выполнять дистанционно все те же операции, что и в отделении банка, минимизируя необходимость личных визитов в офис.

Рекомендуем