Юбилей: как создавали первый беспилотный автомобиль в 1968 году

16.10.2018

Думаете, автомобили-«беспилотники» появились совсем недавно? Рассказываем о первом успешном опыте создания автомобиля с дистанционным управлением в далеком 1968 году! И не забудьте посмотреть уникальное видео в конце статьи!

Сегодня автономное вождение — один из главных трендов. Практически все ведущие производители автомобилей уже имеют технологии автономного управления — совершенные или не очень, но они есть. А знаете ли вы, что первый автомобиль, способный двигаться без водителя, был создан ровно 50 лет назад?

Водитель, до свиданья!

Это была интересная история. Современные автомобили учат быть самостоятельными на всем протяжении реального маршрута: останавливаться и трогаться, маневрировать в потоке, парковаться на свободное место… В середине прошлого века об этом не мечтали даже самые смелые инженеры — просто не было необходимых технологий. Первый автомобиль без пилота создавали с совершенно другой целью.

Компания Continental, известный производитель шин, активно занималась тестами собственной продукции. Для того, чтобы понять, как ведут себя образцы, нужно было минимизировать «человеческий фактор» — то есть создать заставить автомобиль ездить строго по определенной траектории с определенной скоростью, причем делать это круг за кругом на треке. Только так можно было обеспечить высокую точность измерений.

Подопытным автомобилем стал Mercedes-Benz 250 Automatic (он же Stroke-8). В него установили электро-механическое управление руля, электро-механический дроссельный регулятор и радио-систему для передачи измерений — на тот момент это были инновационные решения и технологии. Больше половины вместительного багажника заняла электронно-пневматическая тормозная система и электронная аппаратура управления.

Не игрушка на радиоуправлении

Новые системы для беспилотного испытательного автомобиля Continental были разработаны компаниями Siemens, Westinghouse, а также специалистами Мюнхенского и Дармштадского технических университетов.  Строго говоря, это был не беспилотный автомобиль, а автомобиль на радиоуправлении. То есть физически машиной управлял оператор, только делал он это не из салона, а с выносного пульта.

Сложная по тем временам система датчиков позволяла контролировать параметры движения автомобиля. Инженеров Continental интересовало, в том числе, поведение шин в поворотах на мокром покрытии — если раньше водитель-испытатель оценивал его субъективно, то теперь появилась возможность получать объективные данные для разных режимов.

Шесть непростых лет на треке

«Связь с автомобилем работала нестабильно, — вспоминает Ганс-Юрген Майер, в те годы работавший инженером на треке ContiDrom. — Мы проводили испытания, в том числе и ночью, я стоял у пульта и ждал, пока  из темноты в очередной раз покажутся фары нашего автомобиля. Иногда этого не случалось — значит, автомобиль потерял связь и автоматически остановился».  Другой инженер, Ганс Вебер, сетовал на иные сложности. «Нас интересовало поведение блоков протектора в зоне контакта, и мы установили на треке стеклянные листы, под которыми разместили высокоскоростную камеру. Нужно было сделать так, чтобы автомобиль проехал четко по листам, и камера успела сделать снимки, но это было очень нелегко».

Первый беспилотный автомобиль Mercedes Benz 250 Automatic  честно отработал 6 лет и был списан в 1974 году. А тестировать шины с помощью «беспилотников» Continental продолжает и сейчас — конечно, на совершенно ином уровне.

В заключение — небольшой ролик с уникальными кадрами испытаний 50-летней давности. Напомним, 1968 год: в воздух впервые поднимается Ту-154, а в Европе впервые проходит трансплантация легкого.