Система Toyota Prius: непрерывное развитие

12.01.2015

Концепция Prius не менялась, но совершенствовать его японцы не прекращали ни на миг. Сегодня привод стал значительно мощнее и компактнее.

Гениальный гибридный привод Toyota за всю историю Prius концептуально не менялся: два мотора-генератора и четырехцилиндровый бензиновый двигатель, соединенные с планетарной передачей.

Toyota Prius

Но начиная со второго поколения модели мотор 1,4 уступил место 1,8-литровому. Одновременно первый электромотор (заряжает аккумуляторы, питает второй электромотор и помогает запускать ДВС) заменили на более мощный: максимальный режим вырос с 6500 до 10 000 об./мин.

Второй электромотор, тяговый, который отвечает и за рекуперацию энергии торможения, получил новую управляющую электронику, за счет чего крутящий момент, развиваемый на средних режимах, увеличился на 30%.

Позже в схему добавили трансформатор, повышающий снимаемое с аккумуляторов напряжение до 500 В. Это позволило увеличить электрическую мощность, сохранив существующее значение максимального тока (благодаря чему не пришлось увеличивать габариты и стоимость электронных систем управления).

Число никель-металлгидридных элементов аккумуляторной батареи сократили с 228 до 168, а сечение проводников, соединяющих элементы, увеличили вдвое, чтобы снизить сопротивление. За счет этого повысился КПД батареи и снизилась потребность в охлаждении.

Одновременно велась успешная работа по миниатюризации элементной базы.

Гибридная установка Toyota Prius

Раздельное охлаждение

У Prius работой двух асинхронных электромоторов-генераторов на постоянных магнитах управляет инвертор. Охлаждение системы жидкостное, причем для этого предусмотрен отдельный контур, не связанный с контуром охлаждения ДВС.

Термодинамический цикл

ДВС в составе гибридного привода Toyota работает по циклу Аткинсона, предполагающему увеличение продолжительности такта рабочего хода. Так снижается расход и гарантируется высокий крутящий момент.

Два мотора вместе

Две электрические машины: одна тяговая, другая отвечает за трансмиссию и аккумуляторы.