Секреты съемок «Звёздных войн»
Кино – это сплошная иллюзия. И вершины мастерства в этом достигли создатели киносаги «Звездные войны». Рассказывем, как они снимались раньше и теперь.
Сейчас в это сложно поверить, но космические корабли в 4,5,6 эпизодах саги Джорджа Лукаса не «летели» а оставались неподвижными, двигались камеры. Тогда это было отправной точкой рождения нового приема в кинематографе, но и сейчас франшизе не занимать новаторства в использовании визуальных эффектов. Давайте же заглянем на «кухню» съемочных площадок прошлого и будущего, ведь магия от этого не исчезнет, а просто станет понятней.
Тогда: Новаторы во всем!
Сага о космических баталиях, гиперпереходах, мужестве и борьбе со злом стала настолько успешной, что завоевала сердца миллионов людей на всей планете. Тому свидетельство тонны сувенирной продукции с символикой StarWars и присутствие персонажей из мира в игрушках Lego, рекламных роликах, сериях брендовой одежды. Не в последнюю очередь эта популярность заслужена завораживающей и динамичной картинкой на экране, показывавшей зрителям совершенно фантастический мир.
Команда Джорджа Лукаса в работе над первым из трех «старых» эпизодов (4,5,6) не только использовала самые передовые разработки в области визуальных эффектов по тем временам, но и создала ряд своих — ставших эталоном для производителей качественных фантастичных лент 80-х, 90-х.
Многие сцены из «Новой Надежды» и до сих пор не вызывают недоверия. Например, кадры где показывают дом опекунов Люка Скайуокера. Изначально для декораций была использована самая обыкновенная хижина в одной из тунисских деревень, но едва ли зрители в те времена могли бы это определить. А съемка интерьера этого же дома происходила в эконом-номерах тунисской гостиницы, антураж которой приглянулся Лукасу. Именно поэтому кадры так реалистичны, а интерьеры лишены «искусственности».
Искусство задних планов и фона
Большую часть задних планов Новой Надежды сняли при помощи так называемого Matte Painting. Суть этого приема состоит в том, что актеры играют свои сцены на монотонном фоне удобном для монтажа, а художник тщательно воссоздает уменьшенную копию этого бэкграунда, потом кадры совмещаются. Это было хорошим вызовом мастерству художника, ведь органичность сочетания картинки фона и происходящей перед ней сцены всецело зависела от него.
Сейчас на основе этой техники вырос метод хромакеев — бэкграунд создается в компьютерной программе и может как добавить динамичности сцене, так и сделать ее более плавной.
Маски-шоу по-взрослому
Сцену в баре космопорта, похожу на бред обкуренного хиппи снимали с помощью масок и грима. Все эти свиньи, сверчки, лягушки — все было создано искусными руками мастеров своего дела. Органичности всем этим сценам добавлял монтаж и искусная операторская работа.
Отдельная история со знаменитыми C-3PO и R2-D2, поначалу их хотели сделать полноценными механизмами, но это было слишком дорого и Лукасу пришлось идти на компромисс — создать пластиковые доспехи для C-3PO и контур-ведро для R2-D2, а сыграли их актеры. Пару сыграли Энтони Дэниелс (C-3PO) и Кенни Бейкер (R2-D2), отлично справившиеся с приданием роботам узнаваемых и поныне характеров.
Свое название планета Татуин получила от тунисского городка Татавин, который в одной из транслитераций читается как Татуин.
Кенни Бейкер вспоминает, что из «ведра» тела R2-D2 он не мог выбраться самостоятельно и порой проводил там несколько часов, так как несколько раз персонал съемочной группы просто забывал о нем. Запомнился его золотой костюм и Энтони Дэниелсу, который повредил ногу пластинами своей «съемочной золотой брони» в первый же день съемки, настолько хрупким вышел реквизит. А еще он не мог ничего видеть, когда был облачен в свой костюм.
Костюм Чубакки был пошит из натуральной шерсти, а сыграл его Питер Мейхью, рост которого составлял 221 см. Ему приходилось на съемках тяжелее всех — представьте себе каково в шерстяном костюме в невыносимой жаре пустыни.
Во время съемок «Новой Надежды» использовали также модели из папье-маше и пластика около 30-ти разных роботов, большинство которых имели дистанционное управление.
Эпоха макетов и уменьшенных копий
Все фантастические ленты тех времен снимались с использованием технологии макетов. Так город Мос-Эйсли в пустыне создавали с ноля. Декорации для него переправляли их США на самолетах. На возведение города, который органично смотрелся бы в пустыне ушло более двух месяцев. А знаменитый корабль Хана Соло «Тысячелетний Сокол» был создан в натуральную величину и имел в длину 50 метров, а весил более двадцати тонн. Для него пришлось использовать один из самых больших съемочных павильонов в Англии. Все сцены на корабле снимались внутри этого макета, кроме сцен в рубке управления.
А сцену тряски во время обстрела для большего реализма снимали в отдельно сделанном макете рубки управления. Сам Лукас говорил: «Представьте себе, Сокол летит со скоростью света, в него стреляют, а вы это чувствуете, потому что сами стоите с героями на капитанском мостике». Клетку, в которую был помещен макет рубки трясли вручную.
Краулер, на котором джавы охотились на роботов в пустыне, был сделан на гусеницах и механике эскалатора для карьерных работ. А для съемок крупных планов использовали его миниатюрный макет.
Звезда смерти была и вовсе нарисована по описанной выше технологии Matte Painting. Но для съемки финальной сцены ее атаки пришлось серьезно попотеть и создать детальный макет размером 15 на 15 метров.
Динамичные кадры — новаторство 70-х
С помощью миниатюр в те времена создавали объемные и внушительные крупные планы, но всем им не хватало одного — динамики. Эту-то проблему и решил Джон Дайкстра, глава студии спецэффектов ILM, работающей над Звездными войнами. Они заставили зрителей пронестись между моделями кораблей и декорациями благодаря особой технологии автоматического управления камерами, которые двигались по заданным траекториям в специальных шахтах по рельсам. Таким образом камера могла совершать по заданной программе самые невероятные пролеты, чего не мог бы сделать человек-оператор. А сами объекты, которые она снимала, оставались неподвижными.
Это изобретение принесло Дайкстра «Оскар» за спецэффекты, а сама технология стала базой для развития жанра и запустила гонку вооружений между студиями, снимающими фантастические блокбастеры. В «Империя наносит ответный удар» и «Возвращение Джедая» все эти идеи были развиты дополнены, что позволило еще выше поднять планку, установленную первой снятой Лукасом лентой.
Сейчас: Больше. Масштабнее. Глубже. Ярче.
Трилогия из 1, 2 и 3-й частей стала введением в историю мира, о котором мы уже знали из «старых» эпизодов саги. И брать зрителя Джордж Лукас решил именно визуальной составляющей. Во многом этим он чуть сгладил прохладную реакцию армии фанатов на эту часть межзвездных приключений.
Фильм «Атака Клонов» сняли на цифровую камеру HDW-F900, разработанную Sony и Panavision, использующую высококачественную 24-кадровую цифровую систему. Сняли бы и «Скрытую Угрозу», если бы на тот момент Sony успела выпустить достаточное количество камер. Однако «Атака Клонов» стала вторым фильмом, полностью снятым на «цифру» после «Видока». А еще коммерческий успех картины окончательно утвердил мнение что на цифровые камеры можно и нужно снимать масштабные проекты.
Космические туристы
Первый в мире тематический отель «Звездных Войн» появится в масштабном парке развлечений Walt Disney World в городе Орландо (штат Флорида, США) в 2019 году. Выполненный в виде громадного космического корабля, полностью интерактивный отель предложит каждому гостю стать «гражданином галактики», выбрав соответствующий костюм. Туристы смогут познакомиться с представителями различных рас из космической саги, а еду и напитки в отельном ресторане будут подавать настоящие дроиды.
Увидеть мир таким, каким он будет на экране
Эта революционная технология использовалась при съемке картины Изгой-один: Звездные Войны. Приоткрыл завесу тайны над ней Джон Нолл (весьма уважаемая личность в мире разработчиков визуальных эффектов). Если вкратце, то режиссер получает возможность увидеть во время съемки кадр практически таким же, каким он будет после обработки командой, отвечающей за компьютерную графику.
Достигается такой эффект с помощью специальной программы, которая способна обрабатывать и накладывать эффекты в режиме реального времени. По словам Ноллана все это называется SolidTrak и позволит не только отслеживать положение камеры и ракурс съемки в реальном времени, но и выстроить ту часть графики, которая потом будет выстраиваться в каждом конкретном кадре. Это избавляет режиссера от необходимости постоянно использовать хромакей и просчитывать картину до монтажа, принимая те или иные решения без опаски что во время сведения все будет выглядеть не так как он ожидал. Все это позволяет оценить качество взаимодействия персонажей с миром, в котором они будут находиться.
Реализма много не бывает. Театр теней
Для съемок этой же картины команда Ноллана собрала огромный жидкокристаллический панорамный дисплей высотой в 6 метров и 15 м в диаметре. Это был еще один шаг в сторону того, чтобы уменьшить использование хромакея. Ведь раньше приходилось закреплять общую конструкцию декораций на подвижной платформе, а все, что находилось вне ее, подрисовывать на компьютере.
Теперь, благодаря экрану, на картинке еще до обработки можно было видеть отражения «открытого космоса» на зеркальных поверхностях, летящие лазерные лучи. Все это делало изображение еще и еще более правдоподобным, и затягивающим зрителя.
Низкий бюджет, выделенный на 30-ти секундную сцену съемки корабля Адмирала Раддуса побудил Ноллана выдумать еще один хитрый трюк — использование трехмерного визуального эффекта интерьеров, который выстраивается во время монтажа сам. На пустой виртуальной площадке были размещены несколько ключевых объектов, для воссоздания реалистичных теней, а все остальное было дорисовано в компьютерной графике.
Конструктор Lego и Звезда Смерти
Команда Джорджа Лукаса в классической трилогии создавала свои макеты по принципу конструктора, так они экономили бюджет, но затрачивали много времени на точные расчеты и подгонку деталей. Все это Нолл и его команда провернули с запчастями виртуально, собирая и разбирая макеты на экране компьютера. Все эти «миниатюры Lego», впоследствии, обретали на экране рельеф и характер, выглядя внушительнее и угрожающе.
Победившие смерть. Компьютерная реконструкция героев
В спин-оффе Изгой-один: Звездные Войны был значимый персонаж — губернатор Уилхафф Таркин. Его создали по архивным работам актера Гая Хенри, сыгравшего в «Новой Надежде» так как сам актер умер в 1994. Компьютерная модель персонажа была создана по архивам предыдущих работ Гая Хенри.
Подобным же образом норвежку Ингвильд Дейла, игравшую Лею Органну, сделали похожей на молодую Керри Фишер, сыгравшую эту роль в 1977 году. Компьютерному образу придали черты лица американской актрисы в молодости.
А персонаж Гарвен Дрейс из Красной эскадрильи альянса повстанцев был озвучен по архивным записям из кадров «Новой Надежды» не вошедших в мастер-версию, так как Дрюи Хенли, игравший его, тоже умер в начале 2016. Из этих же кадров восстановили образ Датча Вендера, но озвучку его осуществил еще живой 68-летний Ангус Макиннес.
Назад к истокам. Теплые ламповые маски и куклы
Но не компьютерной графикой единой. Джей Джей Абрамс, возродивший интерес к франшизе удачной экранизацией «Пробуждения Силы» (2015 год) говорит: «я всегда осторожно относился к переизбытку компьютерной графики, ведь мир, который ты можешь полюбить определяется в первую очередь персонажами и проработкой их характеров, а это проще сделать с реальным макетом». Идея, использованная Абрамсом в съемках, состояла в том, что для актеров кукла-макет была гораздо более осязаемой, чем работа на контрольный предмет, впоследствии заменявшийся виртуальной копией. И хотя лицо манекена может иметь всего 16-24 точки артикуляции, это все равно несоизмеримо больше, нежели теннисный мячик на леске, с которым актеру нужно работать.
Для казино Канто Байт было создано огромное количество кукол персонажей, и хотя многие из них были только фоном, это помогло создать необходимую объемность, глубину и «сочность» картинки, недоступную при работе только лишь с компьютерной графикой. Идея мира, создаваемого режиссером была предельно проста — зритель должен испытывать чувство, что все это можно потрогать руками прямо сейчас и это удалось в полной мере.
ФОТО: компании-производители; Walt Disney Studios Motion Pictures, REX/Fotodom.ru, Global Look Press/Russian Look, Издательство «ЭКСМО», WDSSPR, Henner Damke/Fotolia.com
Читайте также:
Тест и обзор гарнитуры дополненной реальности Lenovo Star Wars Jedi Challenges: почувствуй Силу!