Почему у трамвая один провод, а у троллейбуса два?

Оба используют электроэнергию, но схема питания немного разная. Вот в чем отличия трамвая и троллейбуса.

Почему у трамвая один провод, а у троллейбуса два?

Фото: Bildstockru Master / Unsplash

Электрический транспорт известен нам с детства: это трамваи, троллейбусы, метро (а теперь еще и электробусы). Но вас, наверняка, интересовал вопрос: почему в контактной сети троллейбуса использованы два провода, а трамвая — один. Этому есть простое объяснение. 

Как работает троллейбус? 

Его «сердце» — мотор на электротяге. Как и любому мотору, ему нужны два провода. По одному ток поступает с подстанции на двигатель, по другому — возвращается обратно. Цепь всегда должна быть замкнута. Если она размыкается (например, соскочила одна из «штанг» с провода), электродвигатель работать не может. 

Почему у трамвая один провод, а у троллейбуса два?
Unsplash

В контактной сети троллейбуса — как раз два параллельных провода, и к ним идут токоприемники. Мотор получает питание, и троллейбус едет, все логично. 

Почему у трамвая только один провод? 

Окей, а как же тогда работает трамвай — ведь у него только один провод? Да, провод один, но есть еще металлические рельсы. Они и служат вторым проводником, через который ток возвращается на подстанцию. Мы ведь помним, что колеса у трамвая металлические, без резиновых шин, а значит, они токопроводящие. 

Почему у трамвая один провод, а у троллейбуса два?

Такая схема сильно упрощает питание двигателя. В отличие от троллейбусной схемы, где два токосъемника должны работать параллельно, у трамвая есть только одна дуга (или пантограф), которая чисто физически не может соскочить с провода. Но есть и минусы. Для рельсов нужно обеспечить надежный контакт по всей длине, чтобы они представляли собой проводник. Именно поэтому они соединены между собой кабелем или металлическими деталями. Кстати, по такому же принципу работают электропоезда: у них тоже только один провод. 

Но если рельсы под напряжением, почему они не бьют током? 

Для тех, кто учил физику, объяснение такое: потенциал рельсов равен потенциалу земли, поэтому разницы не возникает. Для всех остальных — током вас может ударить только если вы станете проводником между двумя проводами. Условно говоря, возьмете длинный металлический штырь, и стоя на рельсах босиком коснетесь контактного провода (и не вздумайте проверять). Так что с точки зрения поражения током все рельсы безопасны: трамвайные, железнодорожные, в метро. Главное — не касаться контактного провода. 

И если с трамваями и рельсами мы разобрались, есть другой вопрос — а почему током не бьет птиц на проводах? На эту тему у нас тоже есть подробное объяснение

Рекомендуем