Как устроено отопление в электромобилях?

Чем холоднее за бортом, тем больше энергии уходит на обогрев салона. За счет чего обогревается электромобиль, если его двигатель не выделяет так много тепла, как ДВС? Поговорили об этом с создателями российского электромобиля «Атом».

Как устроено отопление в электромобилях?

Как обычно реализуется схема отопления в электромобилях? 

В электромобилях используются сразу несколько технологий обогрева. 

  1. PTC нагреватели (электронагреватели). Это знакомые всем электрические нагревательные элементы. Они быстро нагреваются и при достижении определенной температуры тратят не так много энергии. PTC нагреватели часто используются для обогрева воздуха в салоне и охлаждающей жидкости. 
  2. Тепловые насосы. Система обогрева салона, которая использует принцип парожидкостного преобразования хладогента (по похожему принципу работают кондиционеры и холодильники). Она потребляет меньше энергии, чем PTC нагреватели, но не работает при экстремально низких температурах.
  3. Обогревы сидений и руля. Многие электромобили оснащены системой локального обогрева, которая помогает снизить общую нагрузку на батарею. Обогревы сидений и рулевого колеса потребляет значительно меньше энергии, чем отопление всего салона, поэтому эти функции эффективно используются для повышения комфорта водителя и пассажиров при минимальных затратах энергии.
  4. Рекуперация тепла. В некоторых системах может использоваться тепло, выделяемое батареей или силовыми компонентами. Это позволяет эффективно использовать уже выделяющуюся энергию и уменьшает нагрузку на основной источник питания. Электромобиль «Атом» использует тепло выделяемое силовыми компонентами для обогрева батареи. Это позволяет ограничить использование электрических нагревателей, сохранить заряд батареи и увеличить запас хода.
  5. Предварительный подогрев. В электромобилях часто реализуется функция предварительного подогрева салона. Особенно это эффективно, когда автомобиль подключен к зарядной станции, система может заранее подогреть салон до комфортной температуры, не расходуя заряд батареи.

Насколько отличается автономность электромобиля (скажем, «Атома») зимой и летом с учетом работы отопления, обогревов стекол и сидений?

Запас хода «Атома» по смешанному циклу WLTC составляет 500 км. У электромобиля оснащен системой терморегулирования для обогрева и охлаждения высоковольтной системы. На данном этапе проходят всесторонние испытания систем на функциональных прототипах, в том числе в холодных климатических регионах России. Более подробную информацию о работе системы и автономности электромобиля мы расскажем после ряда предсерийных испытаний и настроек системы, ближе к старту серийного производства в 2025 году. 

Есть ли какие решения, которые помогут тратить минимальное количество энергии на обогрев? 

Конечно — ведь тепло важно не только произвести, но и сохранить. Поскольку наши инженеры хорошо понимали климатические особенности страны, где погодные условия варьируются от сильной жары до суровых морозов, особое внимание уделили теплоизоляции салона и резиновым уплотнителям. Кроме того, у «Атома» есть функция включения предварительного обогрева во время нахождения электромобиля на зарядной станции. При подключении автомобиля к станции удаленный обогрев позволяет не только ускорить прогрев салона, но и сохранить заряд батареи. 

Напомним, в нашей предыдущей статье мы обсуждали устройство систем зарядки «Атома» и их перспективы у электромобилей в целом. 

Рекомендуем