Народный гнев
Когда по Сети прокатывается волна народного гнева, под ударами этого «виртуального шторма» оказываются как ведущие политики, так и крупнейшие мировые компании.
Когда по Сети прокатывается волна народного гнева, под ударами этого «виртуального шторма» оказываются как ведущие политики, так и крупнейшие мировые компании.
CHIP расскажет об особенностях и истории сетевого протеста Никогда прежде не было так легко стать жертвой массовых нападок в Интернете, как в последние годы. Это уже испытали на себе не только обычные пользователи, но и власти в России и странах арабского мира, бывший министр обороны Германии Карл-Теодор цу Гуттенберг, а также многие крупнейшие компании, среди которых Dell, Deutsche Bahn и Nestle. Список можно продолжить десятками имен. Непопулярные личности и фирмы рискуют начать получать неконтролируемый поток негативных комментариев на форумах и в блогах, на страницах Facebook и в Twitter. В таких комментариях причудливо смешиваются обоснованная критика и грубые оскорбления. При этом в большинстве случаев подобный народный гнев не просто выливается в очередной «холивар» на тематическом веб-ресурсе, а получает резонанс в традиционных СМИ, иногда разрастаясь до локальных революционных конфликтов.
Атака начинается без предупреждения
В июне 2005 года блогер из Америки Джефф Джарвис опубликовал короткую запись, в которой выражал свое недовольство продукцией и сервисом компьютерного производителя Dell. Собственно, Джарвис хотел лишь выпустить пар, однако пост получил широкое распространение в блогах, газетах и журналах. Представители Dell все же проигнорировали Джарвиса и рассерженные массы и тем самым только разожгли ярость многочисленных пользователей. Лишь несколько месяцев спустя компания наконец обратила внимание на разгневанных участников дискуссии. Сегодня давняя история, получившая название Dell Hell, служит наглядным примером того, как фирма не должна вести себя при проявлении недовольства на форумах и в блогах.
Во всех странах не проходит и дня, чтобы не возник новый повод для народного гнева. Чаще всего при этом сама тема забывается, и возмущенные высказывания попросту превращаются во всеобщие оскорбления. Так случилось и с железнодорожным оператором Германии — компанией Deutsche Bahn. В 2010 году эта структура решила разрекламировать свои билеты в социальной сети Facebook. Результат кампании оказался неожиданным: многие клиенты выразили на ее странице свое недовольство по поводу опозданий поездов.
В России массовый сетевой гнев также весьма распространенное явление. Например, после ареста участниц панк-группы Pussy Riot в Интернете разразились самые настоящие «священные войны», разбившие людей на два лагеря — тех, кто «за» и кто «против». А в Twitter стал популярен хештег «#PussyRiot» и появились сообщества в поддержку группы.
Говоря откровенно, российские социальные сети представляют не меньшую опасность, чем западные. Так, в январе 2013 года блогер Илья Варламов наткнулся на снимок в соцсети «ВКонтакте», на котором фигурировал неприличный жест, направленный в спины пассажирам в салоне самолета. Фото оказалось размещено на страничке бортпроводницы «Аэрофлота». Илья не упустил возможности «пошутить» в Twitter, опубликовав запись с обращением к авиакомпании о некомпетентности сотрудниц. «Аэрофлот» отреагировал моментально, и бортпроводница была уволена. Инцидент породил множество сторонников и противников решения авиагиганта. В итоге девушка была восстановлена в должности. Кроме того, оказалось, что самолет на фотографии даже не принадлежал «Аэрофлоту».
Борьба против разъяренных граждан
Из страха столкнуться с недовольством во Всемирной паутине большинство политиков сегодня предпочитают высказываться очень осторожно. А предотвращением народных волнений в Интернете занимаются группы хорошо оплачиваемых PR-консультантов. Их совет предпринимателям: продуманная стратегия поведения в социальных медиа и диалог с клиентами приносят больше пользы, чем реакция после случившегося. Если неприятность все же произошла, необходимо грамотно оценить «погоду» в Сети, не игнорировать критику и в сомнительном случае переждать эту бурю возмущения. Полностью взять данный феномен под контроль уже не получится, даже с помощью введения разрешений на доступ в Интернет.
Народный гнев: таймлайн