Машинима: игра в искусство
Создание оригинальных видеосюжетов, главными героями которых выступают персонажи популярных игр, уже давно породило целую индустрию — свободную, как сам Интернет, и увлекательную, как компьютерные игры.
Создание оригинальных видеосюжетов, главными героями которых выступают персонажи популярных игр, уже давно породило целую индустрию — свободную, как сам Интернет, и увлекательную, как компьютерные игры.
Примечательно, что многие любители компьютерных игр, которые моделировали в них те или иные ситуации, а затем делились с единомышленниками и друзьями результатами в виде роликов либо скриптов, даже не догадывались, что создают машиниму. Сейчас большинство популярных игр содержит удобный набор инструментов для разработки пользовательских дополнений, и выступить в роли виртуального режиссера может любой, у кого найдется немного времени и терпения. В этой статье мы расскажем о главных особенностях машинимы как жанра цифрового искусства.
С чего все начиналось
Как и большинство новомодных терминов из области хай-тек, слово «машинима» (machinima) родом из английского языка. Сейчас сложно определить, как именно образовался этот термин. Существует два варианта: первый — соединение слов machine («машина») и cinema («кино»), второй — machine и animation («анимация»). Впервые определение «машинима» было употреблено в электронной рассылке q2demos, посвященной демозаписям игры Quake II, 5 января 1998 года. Его использовал Энтони Бейли, участник сообщества PlanetQuake и программист компании Voxar, занимавшейся созданием ПО для 3D-визуализации в медицине. Энтони отметил, что, располагая хорошим инструментарием и навыкам и используя игровой движок, можно создать неплохое кино — например, в жанре фильма ужасов. По его мнению, сам жанр machinema мог бы стать альтернативой дорогому производству настоящих фильмов. Разъясняя смысл собственного термина, Бейли предполагал, что это станет поджанром кинематографа, а слово machine было взято за основу потому, что не получалось красиво «срифмовать» слово «движок» (game engine) с «кино» (cinema). Впоследствии автор термина заявил: если бы он знал, что слово станет таким распространенным, он бы постарался придумать неологизм получше.
Как бы то ни было, слово было подхвачено и затем появилось на сайте planetquake.com — одном из порталов компании GameSpy. В дальнейшем этот термин стал чаще встречаться в несколько измененном, но более привычном сегодня виде благодаря фирме Strange Company и одному из ее сооснователей — Хью Хэнкоку, который увлекся созданием «машинных фильмов» на базе игры Quake. Лингвист по образованию, Хэнкок забыл, как пишется новое слово, и написал его так, как посчитал правильным, то есть «machinima». В таком виде «ошибочно» написанный термин прижился, а первоначальный вариант канул в Лету. Любопытно, что происхождение нового слова очень напоминает историю с названием компании Google.
Пионеры нового жанра
Сегодня понятие «машинима» стало более общим, чем оно было тогда, 15 лет назад: под ним теперь подразумевают вообще любой видеоролик, созданный с помощью какого-либо доступного движка. Классическое понимание термина, в свою очередь, предполагает, что речь идет о видеоролике, полученном исключительно с помощью игры, причем встречаются машинимы без 3D, построенные на старых «плоских» играх. Чтобы создать такой видеоролик, наполнив игру новым смыслом, достаточно записать изображение с экрана, когда там происходит некое действие, а потом, при необходимости, смонтировать видео и наложить звук, если это нужно. И все, фильм готов. В принципе, в некотором смысле машинимами являются и видеовставки в видеоиграх, которые использовались для оживления сюжета с давних пор, еще со времен игровых автоматов. Единственное, что не позволяет причислить их к новому жанру, — это то, что они создавались специально для игры и не существуют отдельно от нее.
Примечательно, что заложенные в основу игры возможности для записи событий, происходящих внутри нее, как последовательности действий в реальном времени впервые появились в начале 1990-х годов, немного опередив рождение соответствующего термина. Считается, что первой такой игрой стала Stunt Island («Остров трюков»). Она создавалась всего лишь двумя программистами — Эдрианом Стивенсом и Рональдом Дж. Фортиром. Сама игра произвела небольшую революцию, потому что основой игрового процесса стало именно создание зрелищных видеороликов, а не достижение каких-то результатов — набор очков или выполнение последовательности действий, как это всегда было принято в индустрии компьютерных игр. Геймер выступал в роли режиссера, в арсенал которого входили несколько площадок с декорациями, оборудованием и актерами-трюкачами. Задачей игрока было расставить камеры в локации и написать «сценарий», в котором участвовали не только актеры, но и самая разная техника, здания, деревья и другие объекты. После того как игрок программировал всю цепочку событий, запускался процесс «съемок», когда игра в реальном масштабе времени начинала показывать «фильм». Конечно, графика была довольно примитивной: на современном по меркам тех лет ПК с процессором Intel 386 с частотой 33 МГц и ОЗУ объемом около 2 Мбайт картинка прорисовывалась в разрешении 320х200 пикселей при 256 цветах. Намного позже известный гуру игровой индустрии Питер Молинье в своем творении The Movies удачно повторил лучшие идеи Stunt Island. Возможно, именно успех последнего продукта подтолкнул именитую студию id Software, на хитах которой выросло не одно поколение игроков, добавить в игру Doom, а затем и в Quake возможность сохранения демозаписи игрового процесса. Фактически у игроков появились первые примитивные инструменты для творчества.
Вскоре после появления Quake игровой клан Rangers представил свою демозапись, которая получила название Diary of a Camper («Дневник кемпера»). Она показывала поединок пятерых бойцов с засевшим в отдаленной комнате кемпером (так в шутерах называют игроков, избравших тактику поджидания врагов в засаде). Ролик сразу же обрел популярность, поскольку был чем-то средним между любительским фильмом и анимационной лентой, разве что без звукового сопровождения, но при этом с субтитрами. После успеха ролика клан Rangers объявил о создании «студии», которая представила общественности еще несколько подобных простых роликов. Единственный нюанс — запись можно было просматривать только с помощью самой игры, без которой это был просто небольшой файл сценария. Но это не помешало формированию целого движения создателей таких «фильмов» — Quake Movie.
От хобби к серьезному бизнесу
Благодаря записи роликов, в которых игровые персонажи разыгрывали какие-то сценки, сплотилось немало команд. Все новые игры стали предоставлять возможность записи демо, а в затем — даже видео, которое при достаточной сноровке превращалось в целые фильмы. Стоит ли удивляться, что наиболее прославленной командой на этом поприще стала компания Strange Company один из основателей которой некогда изобрел сам термин «машинима». ХьюХэнкок и его приятель Гордон МакДональд, имевший опыт работы над полноценных фильмами, сначала монтировали видеоролики вместе, а потом создали портал, на котором стали собирать аналогичные творения других авторов со всего мира. Так появился знаменитый ресурс maсhinima.com, который остается передовым источником информации о жанре и по сей день.
В результате хобби переросло в бизнес. Клиентами компании стали в основном крупные издатели вроде Electronic Arts, которые размещали заказы на машинимы, записанные на основе движков собственных продуктов, а также телекомпании, для которых игровые ролики стали новым видом контента.
Самый крупный проект компании — полнометражная картина BloodSpell, снятая в жанре фэнтези и выпущенная в 2006 году. Для создания 84-минутного видео со своей фантастической историей, персонажами и полноценным сюжетом использовался движок Aurora Engine, на котором была построена популярная ролевая игра Neverwinter Nights, что тоже добавило популярности проекту. С точки зрения художественной ценности фильм не был выдающимся, да и техническое исполнение хромало, особенно по части озвучивания диалогов. Однако свой след в истории жанра создатели фильма оставили хотя бы потому, что данная лента в итоге оказалась первым фильмом в жанре машинимы, выпущенным как полноценный продукт на DVD.
Прорыв в миры музыки и кино
Еще большим прорывом для машинимы стало появление подобных роликов в поп-культуре — так сказать, вне Интернета. Известнейший музыкальный канал MTV в 2003 году запустил в эфир первый в своей истории видеоклип, созданный по этой технологии. Грустная песня In The Waiting Line группы Zero 7 вдохновила клипмейкера Томми Паллотту на создание не менее грустной и философской машинимы, где одинокий робот, обслуживавший космическую станцию, внезапно осознал, что на ней больше нет людей, и выключил сам себя, так как его существование стало бессмысленным. Для создания ролика был использован движок игры Quake 3. Также режиссер задумывал выпуск интерактивной версии данного клипа, воспроизводящей небольшой мир, но из-за правовых нюансов этого сделать не удалось.
Стоит также упомянуть, что простота создания машиним и моделирования в рамках возможностей конкретной игры пришлась по душе и документалистам. Так, ведущий британский канал BBC Two в своей документальной программе Time Commanders в период с 2003 по 2005 год показывал кадры исторических битв, для воссоздания которых использовал возможности игры Rome: Total War. Еще более занятно, что для оценки преимуществ армий в исторических битвах и шансов на победу у той или иной стороны в случае другого развития событий авторы передачи доверяли управление армиями командам, состоящим из двух игроков. В игре сражались неподготовленные участники, и после расстановки соответствующего количества войск в каждой из армий и воспроизведения начальных условий записывались новые варианты таких знаменитых сражений, как противостояние у стен Трои, битвы при Гастингсе и Марафоне и многих других. В телевизионный эфир шли как оригинальные схватки, так и новые, полученные в результате игровой переоценки возможностей знаменитых армий. Жанр машинимы помог тысячам телезрителей разобраться, в чем были сила полководцев и особенности численного и тактического преимущества исторических воинств.
Но самое громкое появление машинимы на телеэкранах связано с выходом восьмой серии десятого сезона известного анимационного сериала South Park («Южный Парк»). В 2006 году, когда игра World of Warcraft компании Blizzard мгновенно захватила пальму первенства среди онлайн-игр, а «Южный Парк» находился на пике популярности, вышел эпизод под названием Make Love, Not Warcraft. В названии обыгрывался антивоенный лозунг «занимайтесь любовью, а не войной» эпохи вьетнамской кампании армии США. Серия перемежалась событиями, происходившими в городе Южный Парк, и виртуальной жизнью главных героев в игре, для показа которой была создана машинима. Эпизод был признан революционным для жанра анимации и завоевал престижную награду Emmy Award, считающуюся аналогом «Оскара» для телевизионных программ и сериалов.
Новые шедевры
Но в самом сообществе World of Warcraft наиболее популярной машинимой считается трилогия Tales of the Past. Ее автором является Мартин Фалк, студент из Дании, известный в игре под псевдонимом Maquan. После создания короткого рекламного ролика для своего клана он решил сделать что-то более серьезное и с помощью друзей подготовил небольшую, но оригинальную историю, отвечающую логике и мифологии игры. В центре сюжета были похождения двух друзей — Yimo и Blazer. История настолько понравилась геймерам, что Мартин тут же засел за продолжение, к участию в котором привлек всех желающих. Работы над третьей, заключительной серией длительностью почти 89 минут продолжались около полутора лет. Количество участников батальных сцен и массовки — реальных игроков, управлявших персонажами в рамках сюжетной линии, — достигло тысячи человек. На специальном ресурсе warcraftmovies.com рейтинг машинимы, по сей день считающейся одной из лучших в мире «любительских» лент, достиг показателя 4,99 из 5, что стало своеобразным рекордом.
А одной из самых известных лент среди машиним по всем играм стал сериал Red vs Blue. Для его создания студия Rooster Teeth, придумавшая историю, достойную увековечивания в цифре, использовала возможности игры Halo: Combat Evolved от разработчика Bungie. Незамысловатая графика и смешные диалоги сделали этот проект, каждая серия которого представляла собой видеоролик длительностью около двух минут, более чем популярным. Премьера второго сезона прошла в художественном Линкольн-центре города Нью-Йорк в рамках фестиваля Performing Arts в 2004 году.
В 2010 году вышел полнометражный фильм The Trashmaster («Мусорщик»), в котором начинающий французский режиссер Матье Вешлер, на счету которого ранее были только пара короткометражек и рекламные ролики для ТВ, воплотил свои задумки в виде машинимы. Чтобы снимать большое кино, нужны большие деньги, а при создании фильма средствами игры Grand Theft Auto IV ему понадобилось только много времени. На съемки и монтаж картины ушло около двух лет, причем к созданию машинимы Матье практически не привлекал других специалистов, кроме одного знакомого, который «одолжил» свой голос главному персонажу.
Инструмент для любителей и профи
Что касается готовых инструментов для создания машиним, то самым знаковым стало появление Source Filmmaker — продукта от компании Valve, разработчика Half-Life, Portal, Dota 2 и других знаменитых игр. Приложение было обнаружено геймерами практически случайно во время бета-тестирования командного шутера Team Fortress 2 в 2007 году. В исходных файлах загружаемого контента была найдена практически готовая программа для записи видеороликов непосредственно внутри игры. Силами программистов, входивших в игровое сообщество, утилита была доработана. Позже, в 2012 году, уже и сама Valve официально представила бета-версию продукта. Сегодня при помощи Source Filmmaker создается видео в любой из игр на основе движка Source. Поэтому даже сама компания, как известно, использовала данный инструмент для подготовки роликов ко многим успешным проектам последних лет.
В Source Filmmaker можно управлять каждым персонажем по очереди, задавать последовательность действий в сцене и описывать алгоритм движения камеры. Посредством утилиты удается сделать то, что внутри любой из игр обычно сделать просто невозможно, — добавить анимацию лиц, нестандартные движения, звуки, спецэффекты. Машинимы с участием персонажей разных классов из Team Fortress 2, представленные Valve, стали весьма популярны, но еще большую славу они снискали после того, как разработчики выложили исходные файлы для них. На основе готовых видеороликов фанаты игры создали множество собственных, но, узнав, как получаются разные профессиональные эффекты, вывели свои творения на качественно новый уровень. По запросу «10 Iconic Movie Scenes Recreated In Video Games» легко найти подборку роликов, в которых персонажи Team Fortress разыгрывают знаковые сцены из фильмов «Криминальное чтиво», «Остин Пауэрс», «Несколько хороших парней», «Рэмбо» и других блокбастеров. Так что искусство не стоит на месте, жанр обрастает новыми «иконами», а каждый день дарит фанатам свежие фильмы и впечатления.
Одним из самых известных создателей машиним на основе движков от Valve является Росс Скотт. В качестве поля деятельности он выбрал мир популярной игры Half-Life. Доля юмора, понимание темы и мира Half-Life, своеобразный голос и узнаваемый герой — Гордон Фримен — стали залогом успеха сериалов Freeman’s Mind (в русском переводе — «Разум Фримена») и Civil Protection (в среде фанатов — «Гражданская Оборона»). Посмотреть сериалы и ознакомиться с работами Росса можно на его сайте accursedfarms.com или, в переведенном виде, на странице «ВКонтакте» (vk.com/ross_scott_fans).
Увидеть и узнать
Ознакомиться с лучшими фильмами в жанре машинимы и обучиться как базовым, так и продвинутым техникам создания роликов, поможет целый ряд сайтов MACHINIMA.COM Это основной ресурс фанатов жанра, на котором собираются создатели и энтузиасты машиним. Портал наполнен не только видеороликами, но и полезной информацией о том, как создавать игровое видео.
STOPGAME.RU/MACHINIMA Ознакомиться с последними машинимами можно и в Рунете. Специальный раздел популярного игрового портала всецело посвящен данной тематике. Здесь размещены наиболее интересные и значительные работы, в том числе и на русском языке.
PLAYGROUND.RU/MACHINIMA Ресурс содержит уже несколько сотен машиним, и практически каждая из появляющихся работ привлекает немало фанатов, поэтому здесь удобно и интересно обсуждать популярные видеоролики.
ROOSTERTEETH.COM Сайт создателей «того самого» Red vs. Blue также пользуется заслуженной популярностью. Здесь можно найти все эпизоды всех выпущенных компанией машиним, принять участие в их обсуждении и пообщаться с легендами мира машинимы.
MACHINIMATION.COM Ресурс содержит хорошую подборку инструкций по созданию роликов, редактированию видео, разработке дизайна, и даже написанию сценариев. Отдельным источником знаний является посещаемый форум, где всегда можно попросить совета у специалистов.
MACHINIMAUNION.COM Это авторитетный англоязычный портал, на котором начинающие аниматоры могут получить поддержку или даже обрести признание общественности. Здесь много интересного видео и неплохой форум.
WARCRAFTMOVIES.COM Помимо записей боев, рейдов и прочих игровых событий, интересных только геймерам, есть и раздел с машинимой. Ролики рассортированы по жанрам: боевики, комедии, «ужастики» и даже музыкальные клипы.