Гибриды нового поколения

12.01.2015

Десять лет назад гибриды были еще экзотикой, а сегодня этот тип автомобиля стал объектом массового производства. Да к тому же гибрид — верный способ не отстать от все ужесточающихся экотребований.

В 1997 году было продано только 323 экземпляра Toyota Prius: прародитель всех гибридов поступил в дилерские салоны за несколько недель до конца года. Но все равно и в следующие 12 месяцев продажи экзотического автомобиля не сильно росли. Не было скачка даже после 2000 года, когда Prius почти одновременно с другим японским гибридом Honda Insight пришел на рынки Западной Европы.

Всеобщий скептицизм

Наверное, надо было быть настоящим провидцем, иначе как можно было понять, что эти две модели, которые объединял только внешний вид на грани привычного, откроют новую главу в истории массового автомобиля.

Однако тогда скептики оказались в подавляющем большинстве: мол, технология дорогая, обещаний много, а результат сомнительный — такие фантазии могли прийти в голову только японским инженерам (причем до этого, как ни парадоксально, европейцы с присущим им высокомерием заявляли, что японцы «способны только копировать»).

Непохожие рецепты

В течение многих лет — сегодня кажется, что прошла вечность, — упущенных другими производителями, Honda и Toyota оставались наедине с уверенностью в будущем гибридного привода. При этом они шли разными путями.

Специалисты Honda выбрали самый простой: отвели электромотору роль помощника (теперь это называется «мягкий» гибрид). Гораздо более изысканное (и дорогое) решение предложили инженеры Toyota: моторы могут работать как последовательно, так и параллельно, включаться и выключаться, причем, и поверить в это сложно, водитель ничего замечать не должен, разве что странные полоски на дисплее в центре панели, показывающие, как распределяются потоки энергии.

Привод Toyota Prius

Концепция Prius не менялась, но совершенствовать его японцы не прекращали ни на миг. Сегодня привод стал значительно мощнее и компактнее.

Подробнее о системе Prius читайте в материале «Система Toyota Prius: непрерывное развитие».

Сегодня по дорогам планеты «бегают» пять миллионов гибридов с эмблемой Toyota, причем Prius перешагнул трехмиллионный рубеж. А что касается надежности, то отзывы поступают самые лестные, клиенты довольны.

Например, согласно публикуемым в Германии отчетам TUV Prius стабильно удерживается на ведущих позициях в рейтинге надежности: в среднем количество дефектов у японского гибрида более чем на 50% ниже, чем у обычных моделей.

А, к примеру, в Италии 97% таксистов, пересевших на автомобили с гибридным приводом, не думают возвращаться к двигателям внутреннего сгорания.

Америка впереди Европы

Конечно, 5 млн гибридов на фоне 60 млн автомобилей, которые каждый год выходят за ворота автозаводов, — цифра невеликая, но дорога проторена. И все гиганты автомобильного мира в конце концов обратились к гибридной технологии.

Audi A3 e-tron

Правда, если проанализировать мировую статистику, становится ясно, что гибриды завоевывают жизненное пространство «двумя колоннами». Первая триумфально шествует там, где традиционно ездят на бензине, а именно в Японии и Америке — на эти две страны приходится 84% проданных автомобилей с гибридным приводом. Вторая пытается не отставать в Европе.

Однако в Старом Свете наиболее очевидное преимущество гибридного привода — топливная экономичность — пока еще не убедило когорту владельцев дизельных автомобилей. Впрочем, и здесь вектор обозначился: города заволакивает мелкая пыль, а еврозаконодатели постоянно ужесточают нормы выброса токсичных веществ.

И ведь по выбросам оксидов азота преимущества гибридных автомобилей неоспоримы. То же самое касается углекислого газа: к 2020 году средний показатель выбросов не должен превышать 95 г/км, а если хотя бы часть модельного ряда не будет экологичной, ни один производитель этого требования не выполнит.

Низкий расход топлива

Почему заявленный расход у гибридов настолько низкий? С одной стороны они, конечно, весьма экономичны благодаря совместной работе двигателя внутреннего сгорания и электромоторов, но с другой — немало значат и правила омологации.

Согласно техническим нормативам любая поездка на гибридном автомобиле начинается с полностью заряженной аккумуляторной батареей, поэтому первая часть маршрута проходится исключительно на электротяге.

Например, в случае с гибридным Volkswagen XL1, который уже сегодня производится серийно небольшими партиями, расчет учитывает максимальный (35 км) и средний (25 км) запас хода на электричестве и расход топлива при полностью заряженных (0 л/100 км) и разряженных (2 л/100 км) батареях. Из этих данных и получается заявленный расход 0,9 л/100 км.

Инженеры компании Audi в свою очередь, также работают над автомобилем с расходом топлива менее 1 л на 100 км — в Ингольдштадте задумали комфортабельный вместительный хэтчбек с четырьмя посадочными местами и большим багажником. На данный момент этот проект находится только на предварительной стадии разработки, что недавно подтвердил глава R&D-отдела компании Audi Вольфганг Дюрхаймер.

Если все пойдет по плану, суперэкономичный хэтчбек с кольцами на решетке может увидеть свет уже в ближайшие три года.

В ожидании новой волны

Из общего числа производимых компанией Toyota автомобилей к категории экологичных уже в прошлом году можно было отнести 13%, и эта доля продолжит расти. А к 2015 году и другие автопроизводители выпустят 18 новых моделей.

Некоторые попытались заставить электромотор работать в паре с дизелем, но большая часть специалистов и к такому решению отнеслась скептически. Мол, очень дорого выходит: гибридный привод сам по себе недешев, а дизельный мотор с введением стандарта «Евро 6» станет еще технологичнее, а значит, дороже.

Гибридный дизель

Гибридной системой еще не исчерпан потенциал экономии топлива: это изменится когда выйдет гибридные дизельные авто.

Подробнее о разработках в данной области читайте в материале «Гибридный дизель HYbrid4 Peugeot».

Однако практика победила предрассудки: предложив привод Hybrid4, концерн Peugeot-Citroen моментально поднялся на второе место в Европе (после Toyota) в рейтинге продавцов гибридных автомобилей.

Правда, в абсолютных цифрах объемы не впечатляют: гибридный привод заказывает лишь один из пяти будущих обладателей 3008-го и каждый четвертый покупатель 508-го.

Но сами французы считают, что к концу десятилетия на автомобили с гибридным приводом будет приходиться до 15–20% всех продаж, тем более что к 2017 году подготовят менее дорогой вариант привода Hybrid Eco для моделей малого и среднего классов.

С гибридным приводом и дизелем экспериментируют и другие производители: у Volvo готов пока один, но многообещающий plug-in (то есть гибрид с возможностью подзарядки аккумуляторов от электросети) V60, приготовил несколько гибридных моделей Mercedes. Сейчас можно приобрести лишь E-класс, причем по очень разумной цене (на €2500 дороже 250 CDI).

Но скоро версиями с «дизельным гибридом» смогут похвастаться флагманский S-класс и C-класс нового поколения. В США же Mercedes предлагает гибриды с бензиновым ДВС — новый S 500 (типа plug-in), к которому скоро добавится M-класс: пора догонять Lexus, любую из своих моделей предлагающий в версии «ДВС + электромотор».

Почти нашествие

Маршрутом Mercedes пошел весь премиум-сегмент. Так, концерн BMW, отказавшись от альянса с группой Peugeot, наладил отношения с Toyota. Плоды их сотрудничества мы увидим в самом ближайшем будущем.

Тихая сила: знакомство с BMW i8

Привод гипертехнологичного баварского купе — новый трехцилиндровый турбомотор 1.5 (231 л. с.) и электромотор (131 л. с.). В режиме Sport подвеска становится жесткой, а трехцилиндровый двигатель — резким. Руль в любой ситуации неожиданно легкий.

Но самая большая неожиданность — звук. С такой динамикой (0–100 км/ч за 4,5 с) ждешь, что за спиной ДВС взревет. А тут свист электромотора мешается с работой трех цилиндров.

И вообще, скоро нас ждет нашествие «плагинов». Возглавит его группа Volkswagen: на весну 2014 года запланирован выпуск Audi A3 e-tron, позже ту же технологию получат все остальные марки немецкого концерна, от Volkswagen до Porsche.

Тот же план в головах боссов прочих европейских компаний. Ford запланировал на 2015 год европейские премьеры своих первых гибридов — C-Max и Mondeo.

Audi A3 e-tron

Ужесточения норм вредных выбросов ждать совсем недолго, и самый простой способ решить эту проблему — технология plug-in. Это однозначно приведет к переходу на литий-ионные аккумуляторы, а они уже не раз были причиной головной боли.

Их используют давно и везде, от ноутбуков до авиации, но до сих пор не найден способ контролировать их температуру.

Данные диаграммы иллюстрируют прогнозы развития рынка гибридных автомобилей к 2020 году и размежевание рынка по типу привода. Диаграмма справа — весь мир, слева — Европа. Там, как мы видим, преимущество за технологией plug-in.

Места хватит всем

Однако традиционным гибридам не придется делиться завоеванным пространством. Согласно прогнозам в ближайшее время автомобилей с гибридным приводом на рынке будет все больше (см. представленные графики), причем места определенно хватит и моделям полностью автономным, и тем, что время от времени придется подключать к розетке.

Спрос на гибриды в Европе будет расти: если в прошлом году была продана 81 000 автомобилей, то в 2020 году эта цифра достигнет 900 000.

Спрос на гибриды в мире

Еще вчера это был рынок пары моделей, а завтра там, как и в других сегментах, развернется грандиозная битва с участием почти всех автомобильных гигантов. Но на лучших позициях окажется тот, кто занимается гибридами уже полтора десятка лет.

Что же касается электромобилей без ДВС вообще, то европейские и американские производители форсируют также и это направление, однако реальность их ежедневного использования пока все еще не такая радужная, как в рекламных кампаниях.

Большинство электромобилей все еще имеют малый запас хода, а для распространения электрокаров крайне важно обеспечить возможность подзарядки аккумуляторов в пути.