Дороги настоящего и будущего: автомобили в сети

07.06.2018

Так называемые connected cars, подключенные автомобили, смогут коммуницировать между собой, а также с инфраструктурой, светофорами и камерами, чтобы уменьшить заторы, снизить расход топлива и повысить безопасность на дороге.

Автомобили, способные вести диалог друг с другом и городом, обмениваться информацией о пробках, парковках и расходе топлива — вот чего все ждут от платформы V2X (vehicle-to-everything), то есть беспроводной технологии, позволяющей машинам связываться с внешним миром и с облачными сервисами производителей.

Платформы V2X (vehicle-to-everything) — предпосылка и для появления полностью автономных автомобилей. Беспроводные решения позволяют транспортным средствам вести диалог друг с другом и с инфраструктурой. Данные можно использовать, чтобы направлять сообщения водителям или же активировать бортовые системы безопасности.

Разделенные на подкатегории V2V (vehicle-to-vehicle) и V2I (vehicle-to-infrastructure), эти решения — часть мобильности будущего. А в некоторых случаях можно даже говорить о настоящем: Mercedes-Benz и GM, например, уже анонсировали системы, с помощью которых Е-класс и CTS общаются с собственными собратьями.

В Лас-Вегасе система Online traffic light information в режиме реального времени снабжает некоторые модели Audi данными о сигналах светофоров. В будущем решение планируют объединить с навигацией и функцией «старт-стоп», чтобы машина всегда была на «зеленой волне».

Преимущества очевидны: подключенный автомобиль всегда знает, где находится, и в режиме реального времени определяет расположение, скорость и направление движения других автомобилей, и потому он в состоянии предупреждать об опасности. Так, компания Bosch разработала облачное решение, которое не позволит машине выехать на встречную полосу.

Его работа основана на сравнении фактических траекторий движения транспортных средств с разрешенными на шоссе. При обнаружении несоответствия система подает сигнал отвлек­шемуся водителю, а также оповещает окру­жающие автомобили, снижая риск столкновения.

Навыки автомобильной коммуникации еще больше повысят эффективность систем безопасности. При возникновении опасной ситуации электроника начнет действовать еще до того, как водитель распознает угрозу, что позволит снизить до минимума риск попадания в ДТП

Volvo тем временем развивает облачный сервис по обмену информацией о трафике, погоде и состоянии дорожного полотна: если система выявляет элементы риска, то предупреждение передается сразу всему парку подключенных машин.

Компания Volvo работает над системой обмена данными через облачный сервис: подключенные автомобили смогут передавать и получать информацию о трафике и состоянии дорог. Об аномалиях и потенциальных рисках оповещается сразу весь парк. Попутно предупреждения получают и водители.

Но еще больше возможностей появляется, когда автомобили начинают вести диалог и с инфраструктурой: в Японии, например, Toyota предлагает версию Safety sense, соединяющую автомобили и расположенные над уровнем дороги передатчики, способные вести наблюдение за велосипедистами и пешеходами. Новости пришли и из Лас-Вегаса, где Audi запустила систему Online traffic light information. Она использует подключение 4G LTE для отслеживания светофорных циклов: на панели приборов высвечивается время, оставшееся до включения разрешающего сигнала.

Уже в самом ближайшем будущем интеграция с системой «старт-стоп» и навигацией позволит активировать дополнительный предиктивный функционал, способный подсказывать оптимальную скорость для движения на «зеленой волне». Согласно испытаниям, проведенным производителем, решение снизит загруженность дорог и количество вредных выбросов на 15%.

Системы V2X и V2l соединяют автомобили и инфраструктуры, но уже исследуются решения для подключения шлемов мотоциклистов и смартфонов пешеходов — все ради максимальной безопасности

Другое интересное решение по части  V2X касается вечной проблемы с парковкой: в Барселоне на примере концепта Seat Ateca Smart City Car показали, что можно использовать бортовые датчики и муниципальную базу данных для сбора информации о количестве свободных парковочных мест — а потом передавать эти данные остальным водителям через мобильные приложения.

В общем, так инновации из серии V2X и подключенные автомобили изменят нашу жизнь. Есть уже идеи динамичного городского освещения: фонари станут зажигаться и гаснуть в зависимости от интенсивности дорожного движения.

США и Китай за работой

Согласно исследованиям Министерства транспорта США, применение коммуникационных платформ V2X позволит предотвратить от 70 до 80% ДТП по сравнению с нынешним уровнем аварийности. Перспективы существенного повышения уровня безопасности уже подтолкнули власти выдвинуть инициативу по обязательному внедрению системы обмена данными между машинами с 2020 года. Однако для этого нужен единый стандарт, хотя бы на национальном уровне. Китай начнет решать ту же задачу в следующем году.

По прогнозам экспертов, взлет популярности V2X стимулирует распространение сетей мобильной связи 5G (ориентировочно в 2020-2021 годах): эта технология в 30 раз быстрее актуальной 4G LTE. Проект поддерживают представители многих отраслей промышленности. Несколько лет назад была создана 5G Automotive Association, основанная Audi, BMW и Daimler совместно с такими техногигантами, как Intel, Huawei, Ericsson, Nokia и Qualcomm.

Помимо экспериментальных и пилотных проектов альянс намерен разработать единый глобальный стандарт. Это поможет разрешить возможные сложности с технонормативами и способствовать повышению количества подключенных автомобилей.

Читайте также:

Фото: компании-производители
Материал подготовлен совместно с редакцией журнала Quattroruote