Дороги настоящего и будущего: автомобили в сети
Так называемые connected cars, подключенные автомобили, смогут коммуницировать между собой, а также с инфраструктурой, светофорами и камерами, чтобы уменьшить заторы, снизить расход топлива и повысить безопасность на дороге.
Автомобили, способные вести диалог друг с другом и городом, обмениваться информацией о пробках, парковках и расходе топлива — вот чего все ждут от платформы V2X (vehicle-to-everything), то есть беспроводной технологии, позволяющей машинам связываться с внешним миром и с облачными сервисами производителей.
Платформы V2X (vehicle-to-everything) — предпосылка и для появления полностью автономных автомобилей. Беспроводные решения позволяют транспортным средствам вести диалог друг с другом и с инфраструктурой. Данные можно использовать, чтобы направлять сообщения водителям или же активировать бортовые системы безопасности.
Разделенные на подкатегории V2V (vehicle-to-vehicle) и V2I (vehicle-to-infrastructure), эти решения — часть мобильности будущего. А в некоторых случаях можно даже говорить о настоящем: Mercedes-Benz и GM, например, уже анонсировали системы, с помощью которых Е-класс и CTS общаются с собственными собратьями.
В Лас-Вегасе система Online traffic light information в режиме реального времени снабжает некоторые модели Audi данными о сигналах светофоров. В будущем решение планируют объединить с навигацией и функцией «старт-стоп», чтобы машина всегда была на «зеленой волне».
Преимущества очевидны: подключенный автомобиль всегда знает, где находится, и в режиме реального времени определяет расположение, скорость и направление движения других автомобилей, и потому он в состоянии предупреждать об опасности. Так, компания Bosch разработала облачное решение, которое не позволит машине выехать на встречную полосу.
Его работа основана на сравнении фактических траекторий движения транспортных средств с разрешенными на шоссе. При обнаружении несоответствия система подает сигнал отвлекшемуся водителю, а также оповещает окружающие автомобили, снижая риск столкновения.
Volvo тем временем развивает облачный сервис по обмену информацией о трафике, погоде и состоянии дорожного полотна: если система выявляет элементы риска, то предупреждение передается сразу всему парку подключенных машин.
Компания Volvo работает над системой обмена данными через облачный сервис: подключенные автомобили смогут передавать и получать информацию о трафике и состоянии дорог. Об аномалиях и потенциальных рисках оповещается сразу весь парк. Попутно предупреждения получают и водители.
Но еще больше возможностей появляется, когда автомобили начинают вести диалог и с инфраструктурой: в Японии, например, Toyota предлагает версию Safety sense, соединяющую автомобили и расположенные над уровнем дороги передатчики, способные вести наблюдение за велосипедистами и пешеходами. Новости пришли и из Лас-Вегаса, где Audi запустила систему Online traffic light information. Она использует подключение 4G LTE для отслеживания светофорных циклов: на панели приборов высвечивается время, оставшееся до включения разрешающего сигнала.
Уже в самом ближайшем будущем интеграция с системой «старт-стоп» и навигацией позволит активировать дополнительный предиктивный функционал, способный подсказывать оптимальную скорость для движения на «зеленой волне». Согласно испытаниям, проведенным производителем, решение снизит загруженность дорог и количество вредных выбросов на 15%.
Другое интересное решение по части V2X касается вечной проблемы с парковкой: в Барселоне на примере концепта Seat Ateca Smart City Car показали, что можно использовать бортовые датчики и муниципальную базу данных для сбора информации о количестве свободных парковочных мест — а потом передавать эти данные остальным водителям через мобильные приложения.
В общем, так инновации из серии V2X и подключенные автомобили изменят нашу жизнь. Есть уже идеи динамичного городского освещения: фонари станут зажигаться и гаснуть в зависимости от интенсивности дорожного движения.
США и Китай за работой
Согласно исследованиям Министерства транспорта США, применение коммуникационных платформ V2X позволит предотвратить от 70 до 80% ДТП по сравнению с нынешним уровнем аварийности. Перспективы существенного повышения уровня безопасности уже подтолкнули власти выдвинуть инициативу по обязательному внедрению системы обмена данными между машинами с 2020 года. Однако для этого нужен единый стандарт, хотя бы на национальном уровне. Китай начнет решать ту же задачу в следующем году.
По прогнозам экспертов, взлет популярности V2X стимулирует распространение сетей мобильной связи 5G (ориентировочно в 2020-2021 годах): эта технология в 30 раз быстрее актуальной 4G LTE. Проект поддерживают представители многих отраслей промышленности. Несколько лет назад была создана 5G Automotive Association, основанная Audi, BMW и Daimler совместно с такими техногигантами, как Intel, Huawei, Ericsson, Nokia и Qualcomm.
Помимо экспериментальных и пилотных проектов альянс намерен разработать единый глобальный стандарт. Это поможет разрешить возможные сложности с технонормативами и способствовать повышению количества подключенных автомобилей.
Читайте также:
- Беспилотный транспорт в России: будущее и настоящее
- Будущее мобильности: почему многие транспортные концепции лишены смысла?
Фото: компании-производители
Материал подготовлен совместно с редакцией журнала Quattroruote