Что нужно знать при покупке подержанного электросамоката
Скоро начнется сезон электросамокатов, но с учетом нынешней экономической ситуации можно прогнозировать, что экземпляры с рук будут очень востребованы. Разбираемся, как выбрать хороший б/у электросамокат и не потерять деньги.
Электросамокаты стали безумно популярны за последнее время. Но курс рубля упал, а следом взлетели цены. При средней стоимости электросамоката для взрослых около 30 000 руб., сегодня те же модели стоят уже 50 000. А с учетом санкций еще непонятно, какие бренды останутся в России.
Словом, в этом сезоне рынок электрического транспорта унаследует судьбу авторынка: спрос на бывшие в употреблении экземпляры повысится, а на новые — снизится. Стоит ли покупать электросамокат с рук?
Подпишитесь на наши каналы, чтобы не пропустить интересные новости и полезные статьи
В чем главная проблема?
В батарее. Ее стоимость может составлять до 70% от стоимости нового самоката, а ведь еще нужно заказать доставку и оплатить замену. Большинство батарей современных самокатов — литиевые. Это могут быть литий-ионные, литий-полимерные, литий-фосфатные... Считается, что срок их службы (до того момента, пока они не начнут активно терять емкость) — 5 лет или 1000 циклов зарядки. Но это при правильном уходе.
По факту средний срок службы батареи самоката — около 3 лет. Потом она не перестает работать — просто автономность транспорта сильно упадет. Поэтому покупка самокатов возрастом 4 года и более — мероприятие рискованное.
Дату покупки можно установить по чекам, если они остались у владельца самоката. Дату производства — иногда по наклейкам или штампам в документации.
Что проверять в самокате при покупке с рук
Допустим, вам попался свеженький экземпляр. Осталось понять, все ли в порядке с его техническим состоянием. Для этого можно использовать такой чек-лист.
Проверяем двигатель
Включите самокат и нажмите на акселератор. Ведущее колесо должно разгоняться плавно и без провалов до максимальной скорости. Конечно, в идеале это лучше проверить под нагрузкой (встать и поехать), но если владелец не разрешает покататься, можно хотя бы вывесить колесо.
Проверяем тормоза
Во время разгона колеса проверьте, есть ли посторонние звуки. У моделей с дисковым тормозом часто бывают погнуты диски — в этом случае колесо на небольшой скорости словно обо что-то задевает. На большой тоже, но вы этого не услышите. Диски легко меняются, но необходимость ремонта — повод попросить о скидке. Опять-таки в идеале разогнаться и попробовать тормоза в деле, но не каждый владелец позволит такую проверку.
Проверяем колеса
Протекторы на шинах или пластиковых колесах — не для красоты. На большой скорости они отводят воду из пятна контакта шины с асфальтом. Так что на «лысых» колесах ездить по влажным покрытиям очень опасно. Колеса могут быть цельными (тогда они меняются целиком) или пневматическими (тогда меняется отдельно шина). Если протектор стерт, это говорит о большом пробеге самоката. Ну и, конечно, покупка нового колеса или шины — это тоже дополнительные расходы.
Проверяем корпус
Многие не уделяют внимание корпусу, а зря. В первую очередь нужно проверить целостность отсека, где размещена батарея (обычно под платформой для ног). Она должна быть хорошо гидроизолирована — иначе внутрь попадет вода, и это приведет к появлению коррозии электроники (батареи). Осмотрите крепление крышки: все ли болты на месте, все ли затянуты, цела ли прокладка. Встаньте на платформу и попробуйте покачать руль вперед-назад. Ощутимых люфтов быть не должно, от них иногда не так просто избавиться.
Проверяем электрику
Тут все просто: включите по очереди фару, поворотники (если есть), нажмите на тормоз и проверьте, загорается ли стоп-сигнал. Подключите адаптер к разъему: убедитесь, что контакты не искрят, а на панели управления появился значок, что зарядка начата.
Пожалуй, это все, что можно проверить без разборки. Кстати, бывают самокаты и с сиденьями — посмотрите такие модели в нашей подборке.