Быстрое 3D-моделирование

26.06.2013

Мечтаете создавать трехмерные миры? Но тратить месяцы, а то и годы на работу в профессиональных 3D-редакторах — довольно непрактично. Мы расскажем, как воплотить свои идеи в жизнь гораздо быстрее.

Мечтаете создавать трехмерные миры? Но тратить месяцы, а то и годы на работу в профессиональных 3D-редакторах — довольно непрактично. Мы расскажем, как воплотить свои идеи в жизнь гораздо быстрее. Бесплатная программа для моделирования DAZ Studio Большинство людей, начинающих знакомство с трехмерной анимацией, бросают это дело, как только узнают, сколько времени и сил необходимо тратить на генерирование 3D-моделей. Действительно, в традиционных пакетах для создания 3D-анимации, таких как 3ds Max, Maya или Blender, в  основном используется моделирование вручную. За основу моделей берутся так называемые примитивы — простые геометрические фигуры, которые затем видоизменяются при помощи специальных инструментов. Процесс этот трудоемкий и требующий усидчивости и терпения.

Однако существуют программы, в которых реализован иной подход. Всю черную работу по созданию моделей разработчики берут на себя, и пользователю предлагаются уже готовые наборы библиотек, из которых он может выбирать подходящие элементы. Таким образом, если конечная цель — спроектировать дизайн интерьера, не нужно тратить  время на моделирование каждого стула и окна — достаточно просто сделать 3D-проект по заданному плану и расставить готовые модели на свои места. А если захотелось создать 3D-анимацию, в которой принимают  участие трехмерные персонажи, пользователь может быстро отредактировать готовые модели, добившись нужных черт лица, и визуализировать проект.

Стоит отметить, что, конечно, программы для «быстрого» 3D-моделирования не дают так много простора для творчества, как более сложные профессиональные трехмерные редакторы. Зато они  доступнее для широкого круга пользователей и позволяют приобщиться к миру 3D даже тем, чья профессия не имеет к нему никакого отношения.

Sculptris и ZBrush

Сайт: pixologic.com (Sculptris — бесплатно, ZBrush — 21 900 руб.) В бесплатной программе Sculptris реализован очень удобный подход к моделированию. Создавать собственные трехмерные объекты здесь совсем несложно. Вместо того чтобы придавать модели форму, работая с полигонами, ребрами и вершинами, предлагается просто лепить, как из пластилина.

В распоряжение пользователя предоставляются многочисленные виртуальные кисти разного профиля. Используя эти нехитрые инструменты, можно делать углубления в исходных поверхностях или, наоборот, наращивать их, выдавливая наружу. Силой влияния на объект можно легко управлять. Также настраивается радиус воздействия инструмента, жесткость кисти и другие необходимые параметры.

По умолчанию в Sculptris используется симметричный режим моделирования, который удобен для создания лиц людей или морд животных. В этом случае по центру модели проходит условная плоскость симметрии, и все изменения, которые пользователь вносит с одной стороны модели, симметрично отражаются с другой. Если для текущего проекта предпочтительнее ассиметричный режим, его можно без труда включить.

В Sculptris нет инструментов анимации, а возможности оформления моделей сводятся к рисованию разными цветами по их поверхности. Для текстурирования можно использовать и рисунки из графических файлов. В целом же, Sculptris, как правило, стоит применять в связке с другими приложениями для создания 3D-графики, благо программа поддерживает экспорт в популярный формат OBJ, с которым работают почти всем редакторы.

К сожалению, ждать от Sculptris новых возможностей в будущем не приходится. Некогда перспективный проект пару лет назад был приобретен компанией Pixologic, разрабатывающей схожий по функциональности коммерческий продукт ZBrush. С тех пор развитие Sculptris было заморожено, поэтому, если хочется больше возможностей по моделированию и раскрашиванию персонажей, нужно переходить на профессиональный и довольно дорогой редактор ZBrush. Впрочем, его функциональность оправдывает средства. К тому же проекты, созданные в Sculptris, поддерживаются и в коммерческой программе от Pixologic.

   

DAZ Studio

Сайт: daz3d.com (бесплатно) Когда речь заходит о 3D-редакторах, как правило, подразумевается, что в них есть средства для трехмерного моделирования. В этом смысле DAZ Studio необычен, ведь в нем нет практически никаких инструментов для построения объектов. Эта программа напоминает скорее виртуальную площадку для игры в кукол или других ролевых игр. Пользователю предлагаются готовые модели, которые он может размещать в сцене по собственному усмотрению и изменять их позы.

Некоторые проекты доступны в DAZ Studio сразу после установки, и по ним можно оценить, как работает программа. Попробуйте, например, Genesis (доступен в архиве с дистрибутивом, но устанавливается отдельно). Это модель человека со множеством детальных параметров для изменения внешнего вида. Изменяя положение нескольких ползунков, можно достигать практически любых форм — от «супермена» с огромными мускулами до стройной девушки. На модели Genesis также можно потренироваться в изменении поз, заставив персонажа сидеть или лежать. И никаких проблем с некорректным расположением костей: все модели используют инверсную кинематику, то есть их виртуальная структура естественна. Если поднять руку персонажа вверх, то ладонь тоже поднимется, если вытянуть руку вперед, модель согнет спину, как это делает человек.

Трехмерные модели можно не только размещать в сцене должным образом, но и одевать. Этот процесс тоже максимально автоматизирован: подберите подходящую одежду, и она сама ляжет по фигуре. Если же в каких-то местах возникают ошибки и ткань проходит через кожу, можно легко подправить это при помощи инструментов программы. Конечно, чтобы с DAZ Studio было интересно работать, вам понадобятся дополнительные модели. И тут становится понятно, на чем разработчики делают деньги. Сама программа бесплатная, но модели в ней создать невозможно — их можно только купить на официальном сайте. Выбор огромен: тут и фигуры людей, и модели животных, и транспортные средства, и одежда, и элементы окружающей среды — в общем, все для создания виртуального мира.

iClone

Сайт: reallusion.com (6260 руб.) Компания Reallusion хорошо известна своей программой Crazy Talk, которая превращает изображения в говорящих 3D-персонажей. iClone — более сложный продукт, хотя создание трехмерных анимированных аватаров — одна из тех задач, которые с ее помощью получается решать особенно хорошо. Просто загрузите в программу фотографию (обязательно нужно, чтобы лицо на портрете было изображено крупным планом), выберите 3D-персонажа, на голову которого будет «натянута» картинка, и подкорректируйте положение основных элементов лица с помощью специальных маркеров. За считанные минуты фотоснимок превратится в 3D-модель, которую затем можно заставить разговаривать и двигаться.

Упор в iClone сделан на анимацию персонажей: программа предлагает сразу несколько вариантов оживления 3D-моделей. Один из них — технология HumanIK, лицензия на которую была приобретена у компании Autodesk, разработчика 3ds Max, Maya и Softimage. В процессе анимации пользователь может почувствовать себя актером, управляющим марионетками. Просто укажите точку на скелете персонажа и задайте для нее нужное движение. При этом разными частями тела можно управлять по отдельности — например, сначала настроить анимацию нижних конечностей, затем перемотать временную шкалу на первый кадр и заняться оживлением верхних.

Трехмерные сцены, создаваемые в iClone, могут включать в себя практически все те же компоненты, которые обязательны для профессиональных 3D-редакторов. Хотите изменить освещение? Нет проблем! А может, добавить еще одну камеру? Пожалуйста! Проект также может содержать музыкальное сопровождение, но самая потрясающая возможность iClone — поддержка технологии захвата движения. Для этого, правда, понадобится дополнительное оборудование (специальные датчики), но, если оно у вас есть, вы сможете с интересом наблюдать, как 3D-персонажи в iClone повторяют за вами все движения. Такой инструмент особенно понравится детям, которые могут сами разыгрывать сценки, а затем смотреть, как их движения переносятся в виртуальный мир.

Железный вопрос

Создание трехмерной графики всегда требует мощной аппаратной «начинки», даже если речь идет не о профессиональных редакторах. Поэтому, если в вашем распоряжении есть только старенький ноутбук, работающий на Windows XP, вряд ли стоит устанавливать софт, о котором идет речь в этой статье. Для моделирования в Skulptris, создания анимированных роликов и их визуализации в iClone и DAZ 3D лучше всего использовать 64-разрядные системы с большим объемом DDR-памяти (минимум 4 Гбайт). Также не помешают мощный процессор и видеоадаптер с поддержкой CUDA (NVIDIA GeForce серии 8 или выше) и гигабайтом памяти, который сможет взять на себя часть вычислений.

Быстрое создание архитектурных проектов

3D-графика — это не только анимация и персонажи, но и виртуальные интерьеры и экстерьеры. Для быстрого создания архитектурных проектов можно использовать бесплатные программы SketchUp (sketchup.com) и Sweet Home 3D (sweethome3d.com). В первой реализован доступ к бесплатному репозиторию моделей Google 3D Warehouse. Прямо из программы можно скачать множество готовых моделей зданий, заборов, предметов мебели, окон, дверей, фонтанов, клумб, деревьев и т. п. У Sweet Home 3D нет такого властного покровителя, как Google, но проект успешно развивается уже много лет. На сайте можно найти сотни бесплатных 3D-моделей, созданных пользователям программы, а функция импорта поможет внедрить загруженную модель в готовый проект. В приложении есть удобные инструменты для создания комнат, добавления этажей и возведения лестниц.