Таймлайн: мобильные игры

Начавшись со «Змейки», игры для мобильных устройств сегодня популярны как никогда. В первую очередь это связано с постоянным выходом на рынок все более мощных смартфонов, из-за чего портативные игровые консоли постепенно теряют свои позиции на рынке.CHIP проводит экскурс в историю мобильных игр CHIP проводит экскурс в историю мобильных игр Пожирающая точки «Змейка» на экранах сотовых телефонов в свое время произвела настоящую революцию в мире мобильных развлечений. Эта казуальная игра, представленная 15 лет назад на телефоне Nokia 6110, была неприглядной, но весьма интересной. Пользователь управлял черной линией, подводя ее к отдельным точкам на монохромном экране телефона. «Змейка» стала классикой и по сей день насчитывает более 40 млн поклонников, ведущих охоту за рекордами. Однако не стоит считать, что эту игру придумала компания Nokia: «Змейка» существовала задолго до появления мобильных телефонов — на первых компьютерах и калькуляторах. Модель Nokia 6110 даже не была первым сотовым телефоном с предустановленными играми («Snake», «Memory» и «Logic») — на этот титул должен претендовать телефон Hagenuk MT-2000 со своим вариантом «Тетриса». Но именно адаптация «Змейки» программистом Танели Арманто под Nokia 6110 запустила процесс, коренным образом изменивший рынок игр. Тем не менее должно было пройти еще какое-то время, прежде чем продажа мобильных игр стала для предприятий привлекательной и с финансовой точки зрения. Вопрос заключался в следующем: как игра попадет к пользователю, если она не была изначально установлена на устройство? И как можно заработать на ней реальные деньги? Первым шагом на пути к многомиллионному рынку стало внедрение в конце 90-х годов технологии Wireless Application Protocol (WAP). С ее помощью пользователи сотовых телефонов впервые получили доступ к мобильному Интернету — или, точнее сказать, технология WAP позволила без проводов соединять телефон с серверами и передавать данные. Nokia 7110 стала не только первым устройством с игрой «Snake II», но и первой моделью с WAP-браузером. Помимо всего прочего, этот протокол позволял играть в пошаговые многопользовательские игры, и волна образований новых компаний на рубеже тысячелетий дала мобильным играм возможность занять должное место в Интернете. И все же они оставались только приятным развлечением — составить конкуренцию компьютерным и консольным аналогам они не могли.

Эта эпоха наглядно отображена в документальном фильме «Riot on!». В нем рассказывается о процессах, происходивших в финской фирме Riot-E, которая собрала капитал в несколько миллионов долларов, чтобы в 2001 году вывести на рынок схему загрузки контента Pay-per-Download для игры «Властелин колец», и через два года после основания обанкротилась. Однако для других компаний оставался открытым вопрос, как можно заработать деньги с помощью мобильных игр. Важнейший вклад в этот бизнес внесла разработанная спустя некоторое время технология Java 2 Micro Edition. С помощью этого языка программирования на маленьких экранах мобильных телефонов пользователь мог просматривать изображения и видеоролики. Тогда появились более серьезные мобильные игры — экшены и гонки. И пока мобильные телефоны с цветными экранами покоряли рынок, компания Nokia выпустила нечто совершенно новое — устройство под названием N-Gage, представляющее собой гибрид сотового телефона и мобильной игровой консоли. Впрочем, спустя некоторое время эта идея потерпела фиаско из-за высокой стоимости гаджета. Совершить прорыв в 2005 году не удалось и схожей консоли Tiger Telematics Gizmondo. Однако в игровой индустрии мобильные продукты стали считаться очень перспективной отраслью, и уже в начале 2000-х годов на этот рынок вышел гигант среди разработчиков игр — компания Electronic Arts.

Мобильные телефоны, WAP и Java подготовили почву, но все же чего-то не хватало — пока на мировой арене не появился онлайн-магазин App Store от компании Apple.

Революция началась с App Store

Гениальным решением корпорации Apple можно назвать не столько вывод на рынок смартфона iPhone первого поколения в 2007 году, сколько открытие магазина App Store год спустя. Внезапно появилась централизованная платформа, на которой десятки тысяч разработчиков смогли предлагать свои игры и развлекательные приложения. А пользователи впервые загружали эти продукты с огромным желанием и комфортом, к которому, впрочем, уже успели привыкнуть при покупке музыкальных композиций в магазине iTunes. Смартфоны на базе мобильной операционной системы Android пошли по тому же принципу. К примеру, популярнейшая игра Angry Birds была загружена для этой платформы 648 млн раз. Многомиллионные показатели загрузок очень привлекательны для рекламодателей. Вследствие этого разработчик игры Angry Birds, компания Rovio, в 2011 году сообщила о прибыли до уплаты налогов в €48 млн. Рынок мобильных игр спустя 15 лет после выхода «змейки» стал очень прибыльным для компаний, работающих в этой отрасли. Однако сегодня разработчики мечтают о большем: в ближайшие годы должна полностью исчезнуть разница между смартфонами и игровыми консолями. Так, гуру в мире игр, компания Warren Spector, исходит из того, что в будущем нас ждет объединение этих типов устройств.

1
2
ПОДЕЛИТЬСЯ


Предыдущая статьяLexand выпустила свой первый смартфон
Следующая статьяFoxconn может выпустить планшет на Firefox OS
КОММЕНТАРИИ