Ни машина, ни игрушка: «электрокары для бедных» с AliExpress

На популярной онлайн-площадке можно купить в том числе и электромобили. Купить-то можно, но нужно ли и так ли все просто с подобными приобретениями?

Ни машина, ни игрушка: «электрокары для бедных» с AliExpress

AliExpress

Пока в России тщетно пытаются наладить массовый выпуск электрокаров, ближайшие соседи из Китая уже не первый год клепают технику на аккумуляторах. Причем речь идет о транспортных средствах самого разного класса — от детских игрушек до реальных автомобилей, от мопедов до автобусов, от дешевых поделок безвестных брендов до моделей именитых компаний, которые предоставляют даже гарантию и сервисное обслуживание. Немало подобных лотов и на AliExpress и продавцы даже обещают, что доставят покупку в Россию. Но стоит ли рассчитывать на возможность задешево обзавестись собственным электромобилем?

Если коротко, то да — купить недорогой электрокар на AliExpress и даже ездить на нем в России можно. С кучей оговорок и подводных камней, при наличии у вас свободных денег и желания обзавестись источником головной боли. По одной простой причине — то, что предлагают продавцы, уже не считается детской игрушкой, но еще не может быть полноценным транспортным средством. 

В то время, когда стоимость настоящих электрокаров перешагивает за миллион рублей, китайцы предлагают свои субкомпактные варианты за 150 000 — 300 000  руб. Правда, чаще всего это что-то вроде трехколесного мопеда с электрическим мотором. Особо внимательные могут улыбнуться

Есть варианты и на 4 колесах. Например, вот эта модель может разгоняться до 45 км/ч и проезжать до 60 км на одной зарядке. Она, кстати, трехместная. 

А за полмиллиона можно купить вот такой ларек, стилизованный под трак, и продавать кофе с круассанами. 

Можно ли ездить на ЭТОМ по дорогам? 

У себя на родине подобная техника вполне законно может эксплуатироваться и продавцы в описании товара на AliExpress даже выкладывают сканы неких сертификатов, подтверждающих соответствие электрокаров различным национальным и международным стандартам, но как на самом деле обстоит дело с документами знают только создатели этих самобеглых колясок, предлагаемых в том числе и россиянам. Ни о каких гарантийных обязательствах по ремонту и обслуживанию в случае продажи за пределы Поднебесной речи, конечно, не идет. Но оно ездит!

Даже если предположить, что покупателю гарантия не нужна и разобраться в конструкции электромобиля, его ремонте и обслуживании владелец готов сам, возникает более серьезная проблема — где можно использовать подобную технику? И в абсолютном большинстве случаев — нигде, а точнее, только на закрытой территории, но никак не на дорогах общего пользования. О продажах автомобилей на AliExpress заявляла раньше, например, марка Chery, но это был онлайн-вариант «аналогового» автосалона — машины были официальными, со всей гарантией от российского дистрибутора.

Российское законодательство делит всю технику на транспорт для дорог и бездорожья, в зависимости от количества колес и мощности двигателя определяется тип транспортного средства. Если производитель позиционирует свой продукт как транспортное средство, то он должен провести сертификацию, подготовить пакет документации, оплатить утилизационный сбор и выполнить немало бюрократических процедур. И вряд ли какой-то кустарный китайский производитель всем этим занимается.

Как их сделать — один вопрос, ответ на который будет зависеть от продавца AliExpress. Все из-за того, что каждый из них выбирает свою схему оформления электрокара — у одного он может быть мопедом, у другого уже квадрициклом, а третий и вовсе по документам проведет его как самодвижущийся технологический транспорт.

В зависимости от заявленного продавцом в документах статуса товара его получателя ждут разные квесты с разным уровнем сложности и разной степенью затрат. 

Электрокары с сертификацией стоят гораздо дороже. Например, трехлетний Renault Twizy можно купить за 700 000 руб. Правда, пробеги меньше 1000 км (у всех предложений на Авито) как бы намекают, что полноценно ездить по ним на наших дорогах у владельцев не очень получалось. 

Доставка: не совсем та, к которой вы привыкли

Возвращаясь к вариантам из Китая, не стоит забывать и о доставке. Это не мелкий пакет и даже не посылка — в почтовый ящик его не бросят и не привезут в почтовое отделение. Большинство электрокаров с AliExpress оформляются морской доставкой в контейнере (некоторые продавцы готовы заняться сухопутной доставкой), так что либо вам лично придется встречать свою покупку в порту и тратить время, силы и средства на ее оформление и таможенную очистку (во сколько все обойдется узнаете только вы и только после того, как станет понятен тип электромобиля, заявленный продавцом в документах), либо нанимать специалиста, который возьмет на себя все хлопоты. 

Но даже если вы пройдете все эти круги электрокаровского ада, найдете в себе силы, время и деньги на оплату всех расходов, учесть вашей покупки с AliExpress будет предрешена — использовать вы ее сможете только как дорогую игрушку для самого себя, потому что путь на дороги общего пользования ей будет закрыт. А детям доверять подобный транспорт просто опасно — могут навредить и самим себе, и окружающим. 

Так что если вы хотите найти себе недорогое транспортное средство для поездок по городу или загородным дорожкам, то AliExpress в этом не помощник — полноценных электромобилей, позволяющих на законных основаниях использовать их в России, вы там не найдете. А для игрушки подобные покупки все-таки дороговаты. Да и небезопасны. 

Но если владельцем электромобиля стать все-таки хочется, есть варианты — выбрать подходящую модель на вторичном рынке или обратиться к нашей подборке официально представленных в России электромобилей и раскошелиться на одну из них. Пользы и удовольствия будет явно больше, чем от поделок из онлайн-магазина.

Теги электромобили AliExpress