Как выбрать театральный бинокль: все нюансы и практические советы

15.03.2020

При посещении театра зрители часто берут с собой такой полезный аксессуар как бинокль. Специальные театральные модели отличаются компактными размерами и легко помещаются даже в дамской сумочке.

фото: компании-производители

Если вы решились на покупку компактного бинокля, то для начала стоит определиться с вашими предпочтениями. Увидев огромный ассортимент этих оптических приборов, можно сделать вывод – выбирать придется долго. Разные ценовые категории и размеры, степень увеличения и поле зрения – разобраться в этом неопытному театралу будет очень непросто. Потому, выбирая, какой лучше купить театральный бинокль, стоит познакомиться с их классификацией и характеристиками.

Основные параметры

В первую очередь, посетителя театра должны интересовать два параметра бинокля – кратность увеличения и диаметр объектива. Первая характеристика зависит от углового увеличения оптики и может быть постоянной или изменяемой. Хотя модели с регулировкой кратности обходятся значительно дороже. 
Чем больше увеличение театральных биноклей, тем сильнее уменьшается поле зрения. И для того чтобы нормально посмотреть спектакль или концерт, охватывая взглядом всю сцену, а не только лица актеров, стоит остановиться на моделях с кратностью в пределах 2-4х.

Диаметр объектива (стекла, расположенного дальше от наблюдателя, в отличие от окуляра, обращенного к глазу человека) влияет на яркость получаемого изображения и углы его обзора. Всего 15 мм разницы этого параметра с другим биноклем увеличить уровень комфорта от просмотра в 2 раза. Именно диаметр указывают в названии оптики сразу после кратности увеличения. Так, маркировка 3х40 означает, что биноклю увеличивает изображение втрое, а размер его объектива – 40 мм.

Дополнительные характеристики

Среди других параметров, на которые обращают внимание при покупке биноклей для театра, можно выделить следующие: 

  • Светосила. Характеристика, равная квадрату отношения диаметров объектива и окуляра. Желательно, чтобы параметр был не больше возведенного во вторую степень значения кратности. То есть при увеличении в 3 раза светосила должна быть до 9. 
  • Вынос выходного зрачка. Расстояние за окуляром, при котором изображение остается в фокусе. От него зависит, можно ли смотреть в бинокль, держа его на небольшом расстоянии от лица. Фокус для зрителя в очках должен быть не меньше 15 мм. 
  • Межзрачковое расстояние. Дистанция между центрами зрачков зрителя. Может регулироваться в пределах нескольких миллиметров. У большинства моделей в среднем составляет 72 мм. 
  • Поле зрения. Характеристика, от которой зависят размеры видимой в бинокль области. Измеряется в градусах или в метрах на 1000 м. 
  • Фокусировка. Может быть индивидуальной и центральной. От параметра зависит минимальное и максимальное расстояние, на котором бинокль обеспечивает четкую картинку. 
  • Наличие подсветки. Не самая необходимая, но встречающаяся у некоторых моделей функция. Позволяет познакомиться с программкой в темноте или правильно найти свое место. Улучшить видимость сцены с помощью подсветки не получится.

Еще один параметр – покрытие оптики. Просветленные (Coated) линзы покрыты переливающей разными цветами пленкой, снижающей световые потери. Название Fully Multi-Coated говорит о многослойном покрытии, обеспечивающем биноклю те же возможности, но более долговечном.

Способ увеличения

Выбирать, какой лучше бинокль для театра, можно и по виду оптической системы. Она состоит из трех элементов – окуляра, объектива и призм. Последняя часть как раз и отвечает за увеличение картинки, и, в зависимости от выбранной системы, может иметь и компактные, и средние размеры. От типа призм (Порро или Руф) во многом зависят и характеристики всего бинокля.

Система Porro

Одна из самых простых и популярных систем увеличения называется Порро – по фамилии открывшего ее итальянского оптика. Принцип ее действия основан на том, что оси объективов и окуляров находятся на разных линиях. Из-за этого бинокль становится длиннее – зато увеличение размеров позволяет получить трехмерное изображение. Простота изготовления призм Porro и несложное размещение внутри бинокля позволяет уменьшить стоимость оптического прибора и почти избежать потерь света.

В качестве примера бинокля с системой Порро можно привести модель Eschenbach Viva 6x15 с 6-тикратным увеличением. Такую оптику можно взять с собой не только в театр, но и на музыкальный концерт, и на любое другое культурное мероприятие. Среди плюсов Viva 6x15 – неплохой дизайн и качественное лакированное покрытие, регулирование межзрачкового расстояния в пределах 61-72 мм, комплектация сумкой и ремешком.

Roof-призма

Второй вариант системы получил название Roof (от слова «крыша»). Здесь линии объектива, окуляра и призмы полностью совпадают. За счет этого размеры бинокля получаются более компактными, что делает прибор оптимальным вариантом для концерта, театрального представления – и даже для похода на природу. Из-за сложности изготовления системы и необходимости использовать только самые качественные элементы цена биноклей получается выше примерно на 50%.

Неплохим выбором может стать маленький театральный бинокль STURMAN 4x10, который свободно поместится в самой маленькой сумке. Притом, что картинка получается чистой и четкой, а дистанция фокусировки начинается всего со 120 см. Кратность модели – 4х, вес, благодаря использованию прочного пластика – всего 64 г, поле зрения – 175 м на 1000 м.

Галилеевская схема

Схема, которую можно назвать классической. Из-за отсутствия внутри трубок дополнительных деталей типа системы призм бинокль получается компактным и недорогим – кроме премиальных моделей известных брендов. Устройство хорошо помещается в сумку, и даже карман пиджака. А, благодаря минимальному весу, бинокль легко держать в руке длительное время.

Однако есть и небольшой недостаток – изображение получается не таким объемным. Из-за этого схему Галилея выбирают только для небольших расстояний, для которых достаточно кратности не выше 3х.

Модель Levenhuk Broadway 325L позволит посмотреть любимый спектакль с середины или конца театрального зала. А фокусировка на расстоянии от 3,5 метров дает возможность улучшить видимость сцены даже с первых рядов.

Благодаря яркому и оригинальному дизайну, этот лорнет (как называется бинокль в театре со специальной ручкой) подчеркивает индивидуальность своего владельца. В сложенном виде модель помещается в кармане, в разложенном положении – удобно фиксируется и держится в руке. Межзрачковое расстояние – от 55 до 70 мм, поле зрения – 127 м/1000 м.

Внешний вид и конструкция

Если выбирать бинокль не только по параметрам, но и по дизайну, можно найти варианты в стиле ретро, с хромированной или золотой отделкой, эмалевым или лаковым покрытием. Или более современные модели из цветного пластика. А еще – устройства с футуристическим дизайном, напоминающие аксессуары из фантастического фильма, в виде портсигара или обычного бинокля.

Часть приборов комплектуется крышками, закрывающими окуляры и объективы, и специальными чехлами для переноски. Практически каждый покупатель может найти подходящий вариант и для себя, и на подарок. Включая даже модели с одним окуляром – монокуляры. Ведь, хотя они не относятся к специально предназначенным для театра устройствам, минимальный вес и возможность установки на штативе делает такую оптику неплохим решением для театральной ложи.

Для удобного использования бинокли могут комплектоваться рукояткой или цепочкой. Первая деталь позволяет держать устройство одной рукой, поставив локоть на подлокотник кресла. Лорнеты (как называется театральный бинокль и изобретенные в 1780 году очки) могут быть складные и с выдвижными ручками. А тем, кто боится уронить или потерять аксессуар, следует выбрать вариант с цепочкой – стильной и подходящей и ретро-моделям, и современной оптике из металла или пластика.

Производители оптических устройств

Рассчитывать на высокую надежность самого бинокля и его линз, а также качество изображения можно, только, если купить продукцию известного бренда: 

  • Компания Veber – один из самых известных российских производителей театральных биноклей, предлагающий покупателям оптику из серий Operа, Prima и Opera mini. Преимущества продукции бренда – высокая цена, большой ассортимент и высокое качество сборки. 
  • Китайская компания Sturman тоже предлагает вполне доступные по цене варианты с неплохим качеством. В том числе, модели в ретро-стиле и ультрасовременные пластиковые приборы. 
  • Марка Levenhuk из Соединенных Штатов известна премиальными устройствами с длительной (для некоторых моделей – пожизненной) гарантией и стильными футлярами. Подарить такой бинокль можно даже без подарочной упаковки. Большинство вариантов имеет встроенную подсветку для чтения программок и поиска вещей в дамской сумке, а в комплекте идут батарейки и салфетки для протирки линз. Единственный минус этой продукции – высокая цена. 
  • Компания Bresser из Германии отличаются удобством в использовании, расширенной гарантией и коробками, вполне способными заменить подарочный футляр. 
  • Еще одна немецкая марка Eschenbach занимается выпуском премиальной театральной оптики, не уступающей моделям Levenhuk. Солидные на вид приборы сделаны из качественного металла и стекла, отличаются качественной фокусировкой, чистотой и четкостью изображения.

Среди других, не таких известных, но тоже встречающихся в продаже марок можно отметить китайский бренд КРОМАТЕК, бинокли которого комплектуются стильными и прочными цепочками. Еще один заслуживающий внимания производитель – японская фирма Kenko. Ее оптика отличается неплохим соотношением качества и цены, ярким дизайном и наличием защиты от брызг.

Другие критерии выбора

Выбор хорошей оптики – непростое и ответственное занятие. И, даже определившись с большинством основных характеристик, не стоит забывать и о других деталях. Например, о материале корпуса. Металлические приборы отличаются большей прочностью и смотрятся солиднее – особенно при комплектации цепочками. Пластик больше подойдет современным на вид моделям и обеспечит им минимальный вес. Прочность биноклей из-за этого станет ниже – но, аккуратно обращаясь с ними, можно все равно рассчитывать не меньше чем на 5 лет эксплуатации.

Еще один критерий, имеющий значение для многих любителей представлений и концертов – стоимость оптического прибора, которая вряд ли заметно отразится на семейном бюджете. Большинство устройств можно приобрести дешевле 1 500 рублей. Средние по качеству модели известных марок – в пределах 2000-2500 рублей. И даже самые премиальные бинокли можно купить, отдав не больше 5-6 тысяч рублей.

Читайте также: