Основы цифровой фотографии: контролируем диафрагму и выдержку
Идеальная камера найдена, вы чувствуете, что готовы к фотоохоте. Но как правильно пользоваться цифровым фотоаппаратом? Включаем так называемый «зеленый режим», и автоматика все берет на себя? Но по-настоящему увлекательным процесс фотографирования становится только тогда, когда вы всё контролируете сами. Мы раскроем вам многие тайны.
Серия статей Chip: основы цифровой фотографии
Цифровая фотография — это звучит сложнее, чем это есть на самом деле. Мы объясним вам основные технические приемы, такие как композиция кадра, а также расскажем о некоторых хитростях профессионалов. Благодаря нашим советам вы освоите цифровую фотографию, а ваши снимки станут еще лучше.
Читайте в этом материале:
Цифровой фотоаппарат покупают чаще всего из-за того, что камера телефона не удовлетворяет каких-либо потребностей, будь то зум или качество изображения. Но чем дороже устройство, тем сложнее им управлять. Купленная за немалые деньги зеркальная камера кажется весьма неприветливой и слишком сложной, чтобы снять хотя бы один толковый кадр, и кто-то уже готов вернуться к камере телефона, у которой всего одна кнопка. Но скажем сразу: если вы решите разобраться в тонкостях фотоискусства, то награду получите в виде отличных снимков. Зная всего пару основных правил, вы сможете получить отличное изображение любого объекта при любом освещении.
Что же это значит… PASM?
Буквы «P», «A», «S» и «M» означают разные режимы экспозиции. Соответственно, фотограф выбирает, будет ли он сам устанавливать значение диафрагмы и время выдержки, а расчетом экспозиции займется сама камера.
В режиме «P» камера сама выбирает как значение экспозиции, так и диафрагмы. Программный режим, который в шутку еще называют «режим Паники», гарантирует в большинстве ситуаций вполне приличные результаты, но дает фотографу очень немного возможностей самому контролировать процесс.
В режиме «А» пользователь устанавливает значение диафрагмы, по-английски «Aperture», и тем самым регулирует количество света, которое через объектив попадет на матрицу камеры. А камера сама определяет подходящее время выдержки. Например, при солнечном свете вы можете снимать романтичные портреты с выставленной диафрагмой F2,8 и получить при этом красиво размытый фон, так называемое «боке». У камер Canon этот режим обозначается «Av».
Режим «S» — противоположность режима «A»: здесь фотограф устанавливает уже время выдержки, по-английски «Shutter Speed», а камера выбирает подходящее значение диафрагмы. На практике этот режим используется, чтобы с помощью очень короткой выдержки, например, 1/2000 секунды, «поймать» капли воды или другие быстро движущиеся объекты, и при этом не думать, какое значение диафрагмы устанавливать. А при длинной выдержке, например, 1/3 секунды и больше, текущая жидкость, наоборот, получается размытой, похожей на полосы облаков. У камер марки Canon этот режим обозначается «Tv».
В режиме «М» фотограф выбирает как значение диафрагмы, так и длительность выдержки. Особые условия, такие как ночная съемка или фотографирование художественных сцен, требуют полностью ручного (Manual) контроля над экспозицией.
Что же это значит… выдержка?
Под выдержкой понимают промежуток времени, в который шторка фотоаппарата остается открытой, и свет попадает на сенсор. Чем больше время выдержки, тем светлее будет изображение. Выдержка указывается в секундах (чаще всего в долях секунды): стандартное время выдержки при солнечном свете — между 1/2000 и 1/100 секунды. Ночью это могут быть целые секунды и даже минуты.
Главная причина, почему многие любительские фотографии оказываются нерезкими, это слишком длинная выдержка. Правило гласит, что при фотографировании «с рук» для создания резких снимков, требуется время выдержки, равное единице, деленной на фокусное расстояние. Соответственно, одним из первых приобретений должен стать штатив. Но если треноги у вас с собой вдруг нет, то откройте как можно шире диафрагму и, если он есть, включите стабилизатор изображения, который может компенсировать незначительные сотрясения камеры.
Что же это значит… диафрагма?
Под диафрагмой понимают величину открытия отверстия объектива, через которое свет попадает на матрицу. Чем больше открыта диафрагма, тем больше света попадает на сенсор во время фотоэкспозиции. Именно от диафрагмы зависит участок изображения, который будет на фотографии резким. Если вы хотите, чтобы резкими были и объект, и фон, то вам потребуется значение диафрагмы F8,0 или больше. Что немного сбивает с толку: чем больше открыта диафрагма, тем меньше число, которое ее обозначает. Если же вы хотите, чтобы ваша модель выделялась на фоне изображения, то выберите открытую диафрагму, например, F2,8, при этом у вас автоматически будет преимущество в том, что в вашем распоряжении будет много света.
На объективах всегда указывается максимальная диафрагма. Зум-объективы для полнокадровых сенсоров со значением диафрагмы от F2,8 считаются светосильными, фикс-объективы могут иметь значение диафрагмы F1,4 или даже лучше. Возможны даже значения диафрагмы F1.
Что же это значит… ISO?
Число ISO — международный стандарт, который обозначает светочувствительность. Цифровые камеры увеличивают эту чувствительность тем, что они усиливают сигнал изображения. Это ведет к повышению коэффициента светоотдачи, при том, что все остальные параметры не меняются. Минус: с увеличением значения ISO повышается уровень шума.
У компактных камер с CCD-сенсором маленького размера шум на фотографии появляется часто даже при невысоких значениях ISO. При ISO 1600 и выше обязательно появится неприятный цветовой шум. Особенно при съемке в помещениях в условиях искусственного освещения избежать его появления просто невозможно. Число ISO напрямую пропорционально получаемому количеству света: например, при ISO 400 фотография будет в два раза светлее, чем при ISO 200, и в четыре раза, чем при ISO 100, но в два раза темнее, чем при ISO 800.
Что же это значит… фокусное расстояние?
Фокусное расстояние, которое обычно обозначается «f» (по-английски «focal length»), рассчитывается в миллиметрах и означает угол обзора: чем больше число, тем уже угол. Но так как разрешение остается тем же, то при большем фокусном расстоянии камера меньший участок изображения отображает крупнее. Так работает зум.
Кроме того, фокусное расстояние определяет перспективу, с которой объекты отображаются на фотографии. Широкоугольные объективы идеально подходят для того, чтобы показать глубину и ширину сцены, в то время как телеобъективы серьезно приближают объекты, находящиеся далеко от снимающего. Значения фокусных расстояний для портретной съемки лежат чаще всего между 50 и 135 мм, чтобы лица выглядели пропорционально правильно.
Кстати, фокусное расстояние коррелирует с размером сенсора. Сенсоры меньшего размера «увеличивают» предметы, находящиеся далеко, и из-за этого кажется, что у камеры более мощный зум. Чтобы создать общее понятие и дать своим покупателям лучшее представление о своей продукции, большинство производителей, помимо физического фокусного расстояния, указывают еще и значение в пленочном эквиваленте.
Вооружившись этой информацией, вы можете быть уверены, что ваши фотографии идеальны в техническом аспекте. А как же быть с художественным? Читайте в следующей части статьи, почему многие технически совершенные фотографии зрителю неинтересны, и что вы можете сделать, чтобы избежать этого.
Серия статей Chip: основы цифровой фотографии
Цифровая фотография — это звучит сложнее, чем это есть на самом деле. Мы объясним вам основные технические приемы, такие как композиция кадра, а также расскажем о некоторых хитростях профессионалов. Благодаря нашим советам вы освоите цифровую фотографию, а ваши снимки станут еще лучше.
Читайте в этом материале: