Как наказать спамеров, звонящих с рекламой: советы юристов и CHIP

23.10.2018

Надоели звонки с рекламой медицинских центров, юридических контор и прочих компаний? Разбираемся, как можно наказать назойливых спамеров.

Они звонят. Приглашают в салон красоты, даже несмотря на то, что вы мужчина, и вам под сорок. Заманивают в медицинский центр, банк и негосударственный пенсионный фонд. Предлагают заменить счетчики в квартире. Можно ли наказать этих рекламных агентов? Да, хотя сделать это и непросто.

Почему спамеров можно и нужно наказывать?

Названивая вам по телефону, спамеры формально нарушают сразу три закона Российской Федерации: «О связи»«О рекламе» и «О персональных данных».

«Важное отличие телефонного спама от иного недобросовестного прозвона в том, что у нас есть априорное понимание о заказчике данного обзвона. То есть, мы сразу можем миновать необходимость проверки номера телефона и установления личности звонившего». 

Игорь Бедеров, генеральный директор «Интернет-Розыск»

Реклама по телефону, равно как и обработка ваших персональных данных, допускается только с вашего согласия. Причем факт получения согласия должны доказывать звонящие.

Конечно, в 99% случаев никакого согласия агентам вы не давали — скорее всего, они просто купили базу данных на черном рынке и звонят с предложениями по всем номерам подряд. Как правило, если вы просите сотрудника представиться или интересуетесь, откуда у него номер телефона, разговор обрывают.

Готовим план мести

К какой ответственности можно привлечь спамеров и прочих рекламных агентов, навязывающих услуги по телефону?

  • Административный штраф. Он полагается на нарушение каждого из вышеперечисленных законов. Примеров, когда спамеров привлекали к ответственности, достаточно много.
  • Денежная компенсация в вашу пользу. Если вы сумеете доказать, что понесли материальные убытки, можно требовать в суде денежной компенсации. Но на практике такие случаи единичны.

«Реклама по телефону, равно как и обработка ваших персональных данных, допускается только с вашего согласия. Доказывать наличие этого согласия должны те, кто звонит или присылает сообщения. Если вы уверены, что не давали данного согласия, можно вести речь об ответственности для нарушителей».

Игорь Бедеров, генеральный директор «Интернет-Розыск»

Чтобы наказать спамеров, необходимо будет озаботиться получением доказательств звонка. Сделать это сегодня проще простого.

  1. Про поступлении звонка, записываем разговор при помощи встроенного или стороннего софта для смартфона — вот тут у нас есть целая подборка способов для iPhone.
  2. В процессе разговора пытаемся выразить заинтересованность и уточнить: что за компания предлагает услуги, где находится, можно ли перезвонить агенту позже?
  3. После звонка заказываем детализацию у своего мобильного оператора. Проще всего это сделать в «Личном кабинете». Подготовленный файл лучше скачать на свой компьютер.

Чтобы упростить жизнь правоохранителям, вы можете сами можете попробовать уточнить, кто вам звонил. Есть мобильные приложения (GetContact, TrueCaller, NumBuster!, Sync.Me), которые обещают всеми возможными способами попытаться идентифицировать звонящего. Учтите, что они сами могут потребовать доступ к вашим контактам и другим ресурсам смартфона.

Есть и ресурсы, «заточенные» под сбор информации о номерах. Например, ТелПоиск, который предлагает за небольшую плату собрать всю возможную информацию о телефоне из более, чем 60 источников. Насколько правдоподобна эта информация, судить не беремся.

Приводим план в действие

Когда доказательства будут на руках, можно приступать к действиям — сдавать спамеров в компетентные органы.

Нарушения законодательства о рекламе курирует ФАС (Федеральная антимонопольная служба). Обратиться в Федеральную антимонопольную службу можно через форму на официальном сайте. Вид обращения — ЖалобаВнимательно прочитайте правила подачи обращения, подробно опишите в нем, как вам навязывают рекламу без вашего согласия, и приложите файлы с доказательствами.

Если же вы подозреваете, что ваши персональные данные незаконно попали третьим лицам и используются для рекламных целей (а так обычно и бывает — к примеру, микрофинансовые организации беззастенчиво «сдают» друг другу клиентов), то обращайтесь с аналогичным заявлением в Росфинмониторинг. Обращение обязательно нужно подавать через форму на сайте, либо записавшись на личный прием (если есть возможность).

Все — дожидайтесь реакции органов. Как минимум, на безобразничающую компанию может свалиться проверка, и если факт недобросовестной рекламы или нарушений в сфере использования персональных данных будет доказан — ей грозит штраф. Не вам же одному страдать!

Как отделаться от спамеров, не развязывая войну?

Если вы не горите желанием связываться с государственными органами, а просто хотите избавиться от назойливых звонков, блокируйте входящие вызовы от номеров, с которых вам звонят с рекламой.

В iOS эта возможность есть в самой системе: Настройки > Телефон > Блокировка звонков и идентификация — вносите туда номера спамеров.

Для Android есть простейшее и удобнейшее приложение Черный список. Установите его на свой телефон и блокируйте звонки со спамерских номеров прямо из журнала вызовов.

Читайте также:

Фото: Pixabay, PxHere, The Conversation, авторские