В фокусе: основной набор фотообъективов для начинающих
Какие объективы лучше всего подойдут начинающему фотографу? Мы выяснили это вместе с фотоэкспертами.
Почему одни фотографии остаются в истории навсегда, а другие — мгновенно забываются? Все дело в творческом подходе автора и желании показать миру что-то принципиально новое. При этом решающую роль играет не только ваше мастерство, но и определенный технический арсенал.
Какой бы крутой ни была камера, в значительной степени конечный результат зависит от объектива. Аппараты со сменной оптикой тем и хороши, что позволяют подбирать «стекла» в зависимости от творческих задач, а при возможности проводить апгрейд на более профессиональные модели.
Чтобы полностью раскрыть потенциал камеры, одного объектива мало — фактически нужен набор, хотя бы небольшой. Вместе с экспертами Nikon мы разобрались, какие линзы нужны каждому новичку и профессионалу.
Самый первый объектив
С помощью объектива можно добиться совершенно разных художественных эффектов, подчеркнуть мельчайшие детали, выделить крупные объекты и задать основное настроение картины. Если вы только начали свой профессиональный путь, ограничьтесь «китовым» объективом, который идет в комплекте с «тушкой». Именно он поможет вам определиться с любимым жанром.
Вы можете смело брать беззеркальную камеру с «кропнутой» матрицей в качестве первой серьезной техники, потому что она гораздо легче. Да и базовые объективы под нее будут компактными и не тяжелыми. Например, NIKKOR Z DX 16-50MM F/3.5-6.3 VR — ну очень компактный, всего 32 мм в длину.
Некоторые беззеркалки продаются в наборе с вполне приличным китовым объективом. К примеру, Nikon Z 50 идет в паре с тем самым NIKKOR Z DX 16-50MM F/3.5-6.3 VR. Эти цифры означают, что линза может давать как широкий угол на диафрагме 3.5, так и длинное фокусное расстояние на диафрагме 6.3. Можно экспериментировать во всех жанрах, от портретного до репортажного, что значительно упрощает работу фотографам, которым неудобно носить с собой несколько камер или менять объективы в процессе работы. Если вы остановитесь, например, на пейзаже, смело приобретайте линзу 10-24 mm, а если поймете, что портрет вам ближе — классическую 50 mm.
Линза с постоянным фокусом: как добавить немного творчества?
Так называемые фиксы — это объективы с постоянным фокусными расстоянием. Например, классические «полтиники» — то есть с расстоянием 50 мм. Чем они хороши? В первую очередь, тем, что за цену простенького зума можно купить профессиональный фикс. Отличный вариант для тех, кто пока не зарабатывает на съемке.
Объективы с постоянным фокусом востребованы в художественных жанрах, например, в портретах, fashion-съемке и love-story. Для уверенного старта не обязательно приобретать космически дорогой «полтинник». Есть несколько вариантов с идеальным соотношением цены и качества. Одним из таких верных помощников может стать AF-S NIKKOR 50mm f/1.8G. Пожалуй, это самый экономичный объектив из линейки 50 мм с очень быстрой фокусировкой. Лучше всего он проявит себя в портретном жанре, обеспечив резкую картинку с красивым боке.
Такая линза прекрасно подойдет для съемок в условиях недостаточного освещения: светосильные объективы f/1.2 — f/1.8 позволяют уменьшить количество шума на фотографии и прекрасно корректируют хроматические аберрации. Однако, на открытой диафрагме с таким объективом можно получить не самую резкую картинку. Чтобы не промахнуться с фокусом, прикройте диафрагму до f/2.8.
Макрообъектив — для тех, кто в вечном поиске
Если у вас возникло желание поиграть с фактурой объекта съемки и его детализацией, пора задуматься о приобретении макрообъектива. Для работы на фотоаппаратах с «кропнутой» матрицей формата DX прекрасно подойдет стандартная 40-60 мм макролинза. С таким объективом можно использовать автофокус — у некоторых линз он довольно цепкий даже при движении объекта съемки, как, например, у AF-S DX MICRO NIKKOR 40MM F/2.8G ED.
Кстати, качественный автофокус камеры сделает этот объектив практически стандартным «полтинником», поэтому вы можете обойтись только использованием макро для различных жанров фотографии. Например, во время проработки натюрмортов вы сможете получить резкий по всему полю кадр.
Особенность макрообъективов заключается в том, что при съемке с близкого расстояния показатели светосилы снижаются. Однако это не будет создавать дополнительных проблем, ведь при работе в масштабе 1:1 вам все равно придется прикрыть диафрагму до f/8. Если вы хотите создать эффект виньетирования, можете настроить значение f/2.8, а чтобы выровнять резкость по всему кадру, придется изменить показатели на f/4.
Также такой объектив также прекрасно подойдет для предметной и пейзажной съемки — картинка получается резкой и контрастной. Подобный объектив откроет для начинающего фотографа целый мир: можно поэкспериментировать со съемкой текстурных поверхностей, живых объектов, а также взглянуть на пейзажную фотографию совершенно с другой стороны. Такая линза есть не только у профессионалов, но и у новичков. Причем жанр макро говорит о совершенствовании ваших навыков — вы учитесь замечать новое в уже привычном.
Fish-eye объектив: для истинных экспериментаторов
Тот, кто после работы с макролинзой не боится подходить близко к предмету съемки, может осваивать новые горизонты фотографического искусства. Присмотритесь к объективам типа «рыбий глаз». Это прекрасный инструмент для любителей необычных сюжетов.
При этом модели с переменным фокусным расстоянием, как, например, у AF-S FISHEYE NIKKOR 8-15MM F/3.5-4.5E ED, позволяют снимать крупные объекты и интерьеры и отлично подходят для того, чтобы показать расстояние между передним и задним планами. В кадр, сделанный на такую оптику, помещается гораздо больше пространства, поэтому такие линзы пользуются успехом в репортажной, архитектурной и свадебной съемке.
В пейзажной съемке использование сверхширокоугольной оптики позволяет придать дополнительную глубину и добавляет драматизма. Она прекрасно справляется со своей задачей в астрофотографии, а также дает интересное искажение перспективы. Однако из-за подобной дисторсии не стоит использовать подобные объективы в работе с портретом, поскольку пропорции и формы тела и лица могут получиться сильно искаженными.
Главная задача — приноровиться к объективам типа «рыбий глаз» и другим широкоугольникам, научиться нейтрализации дисторсии. Например, снимая при помощи fish-eye, следует помещать линию горизонта по центру кадра — тогда искажения перспективы можно избежать.
Помните, что за уникальным снимком не обязательно ехать на край света. Можно найти нечто новое и в привычной глазу картинке. Именно это — главная творческая задача фотографа. Поработайте с каждым объективом по очереди, чтобы изучить основные особенности техники. И, конечно же, определитесь с любимым жанром, тогда каждый эксперимент будет приносить удовольствие.
Читайте также: