Выбираем электровелосипед

Выбираем электровелосипед

Появление электровелосипедов разожгло бурные дискуссии о смысле их создания. Между тем, такие модели весьма хороши и подходят для людей разного возраста. CHIP расскажет, на что они способны.

Сфера применения электровелосипедов достаточно широка: в велотуризме, в путешествиях по горным областям электрические горные велосипеды встречаются так же, как и в городе. Благодаря электродвигателю велосипед позволяет облегчить подъем в горку.

Маунтинбайки интересны для велосипедистов-любителей, которые предпочитают маршруты, пролегающие через пересеченную местность. Теперь, при поддержке двигателя электрического маунтинбайка, они в состоянии одолеть более длинные и трудные маршруты.

Электромотор
Расположение электромотора в велосипедах влияет не только на комфорт езды, но и на маневренность велосипеда. Например, центральное расположение электродвигателя рядом с кареткой обеспечивает хорошее распределение веса. Это удобно еще и тем, что упрощается ремонт проколотых шин. Однако задний привод дает лучшее сцепление и повышает тормозные характеристики. При этом никаких потерь в скорости не наблюдается.

Помимо этого пары или группы велосипедистов могут использовать энергию электровелосипедов для уравнивания возможных различий в физической силе. И пусть пока что модельный ряд электрических горных велосипедов не настолько широк как в стандартном сегменте, но вполне покрывает самые востребованные сферы.

Учитывая высокую стоимость электровелосипедов, покупать их лучше в специализированных магазинах или у прямых дилеров. Многие из них позволяют провести небольшой тест-драйв, после которого вы сможете уверенно определить — подходит вам велосипед или нет.

Как тестирует CHIP: электровелосипеды

Все электровелосипеды разных классов мы протестировали в тех условиях езды, на которые они рассчитаны. Длина тестового круга составила 9,8 км. На протяжении всей трассы высота подъемов достигала 171 м. Совокупный вес велосипеда и ездока составлял 120 кг. Движение осуществлялось при максимальном уровне поддержки электродвигателя.

Тестирование показало, что на одном заряде испытуемые модели велосипеды смогли преодолеть около 50 км. Это расстояние можно приравнять к двум-трем часам поездки. До заявленных производителями 100 км можно дотянуться только если включать электродвигатель как помощника на сложных участках дороги — например, при подъеме в гору.

На следующих страницах материала CHIP рассказывает о том, как выбрать электровилосипед для гор, города и пересеченной местности, а также представляет по три лучшие модели в каждой категории. Если у вас уже есть обычный велосипед, вы сможете переделать его в электрический, воспользовавшись нашим советом по выбору колеса с электромотором.

Лучшие электровелосипеды для гор

В горах и на пересеченной местности электромотор поможет преодолеть сложные участки. Однако маунтинбайки со своим надежным и сложным оснащением в целом стоят намного дороже, чем, например, велосипеды, предназначенные для езды по городу («City-Pedelec»): вам нужно будет выложить от 170 000 рублей. В этом плане полезными будут наши три рекомендации по покупке (см. фото).

Универсальной моделью, предпочитаемой основной массой велолюбителей, является туристический или горный велосипед. Хорошая амортизация с ходом вилки около 100 мм и небольшой вес (около 20 кг) отлично подходят и для езды на подъеме, и для спусков средней сложности.

При этом можно выбрать велосипед для пересеченной местности как в виде хардтейла (только с передним амортизатором), так и в виде двухподвеса (с передним и задним аморзизаторами). Двухподвес в целом дает больше комфорта при езде и лучше подходит для сложной местности, но в сравнении с хардтейлом стоит гораздо дороже.

KTM Macina Race 29: маунтинбайк высокого качества с гибкой подвеской
Модель KTM Race 29 является сравнительно недорогим вариантом для знакомства с миром маунтинбайков, оснащенных электрооборудованием. При этом велосипед может похвастаться своим высококачественным оснащением и устойчивой конструкцией. К тому же большие 29-дюймовые колеса обеспечивают хорошее сцепление с грунтом.

Также стоит учитывать, что сейчас в тренде легкие карбоновые рамы, которые снижают вес маунтинбайков почти до уровня гоночного велосипеда.

Не последнюю роль в выборе играет и размер велосипеда. Для езды по пересеченной местности, помимо классических 26-дюймовых велосипедов, выпускаются велосипеды с диаметром колеса 27,5 дюйма и 29 дюймов (28-е обода с очень широкой шиной) для увеличения плавности хода и комфорта.

Centurion Backfire E Ultimate.29: высокая маневренность
Так называемые «твентинайнеры» с 29-дюймовыми колесами полностью соответствуют существующему среди маунтинбайков тренду. Centurion Backfire E Ultimate.29 является электрифицированным и мощным представителем данного класса. И, несмотря на действительно большой вес по сравнению с вариантом без двигателя, этот электровелосипед обладает достаточной маневренностью.

Специалисты по спуску

Электрические маунтинбайки вызывают все больший интерес у специалистов по скоростному спуску. Ведь приспособленным для спусков моделям необходима некоторая поддержка при движении в гору — в конце концов, прежде чем спуститься, нужно сначала подняться.

Велосипеды категорий «All Mountain», «Enduro», «Freeride» и «Downhill» всегда оснащаются полной подвеской и больше ориентированы на экстремально сложный спуск, который требует увеличения хода вилки до 250 мм для более эффективной амортизации. При этом вес колес не играет существенной роли при движении вниз.

Giant Full-E+1: маунтинбайк для экстремалов
Желающим отправиться в амбициозное путешествие по сложной местности нужен такой надежный электрический маунтинбайк, как Giant Full-E+1. Здесь также не оставлен без внимания вопрос комфорта при езде. Например, в зависимости от ситуации можно настраивать ход вилки.

У электрических маунтинбайков сначала применялись двигатели для заднего колеса. Между тем имеются и многочисленные модели с двигателем, расположенным в средней части. Последняя конфигурация встречается прежде всего при наличии на велосипеде заднего амортизатора, работе которого мешает тяжелый двигатель, установленный в ступице.

Кроме того, двигатель в средней части обеспечивает равномерное распределение веса. Однако есть и недостаток: за исключением некоторых специальных конструкций, двигатель, расположенный в средней части, не совместим с полноценной цепной схемой маунтинбайка.

KTM Macina
Race 29
Centurion Backfire E Ultimate.29 Giant Full E+1
Цвет антрацитовый черный серый/черный
/красный
Материал рамы алюминий 6061 алюминий алюминий
ALUXX SL
Доступные размеры 43 см, 48 см,
53 см
41 см, 46 см,
51 см, 56 см
41 см, 46 см,
50 см, 53 см
Педали  нет нет Alu Plattform NoName
Втулки Shimano
Deore XT
DT-Swiss
1900 Spline
Giant P-Elite
Задний амортизатор  нет нет Rock Shox
Monarch RL
Обода DT Swiss
466-d 29
DT-Swiss
1900 Spline
Giant
Передний амортизатор
(ход вилки)
RockShox Reba
(100 мм)
Fox 32 Float
(100 мм)
Rock Shox Revelation 27,5 (110-140 мм)
Мотор Bosch Performance
250 W
Bosch Performance
250 W
Yamaha SyncDrive Central Motor
Аккумулятор Bosch PowerPack
400 Wh
Bosch PowerPack
400 Wh
EnergyPak 400Wh36V 11,1Ah
Освещение  нет нет  нет
Грифы KTM Centurion Giant Connect
low rizer
Каретка KTM Line Delta FSA Alpha Drive FSA custom, 38T
Руль KTM Team
HB-FB22L flat
FSA Afterburner Rise Giant Connect
low rizer
Тормоза Shimano SLX Shimano Deore XT Shimano M447 180/180mm
Цепь/ремень Shimano HG X KMC X-10E KMC X-10E
Шины Schwalbe Rocket Ron, 57-622 Schwalbe Rocket Ron / Racing Ralph Evo. 57-622 Schwalbe Nobby Nic, 57-584
Седло Selle Italia X1, KTM Centurion Race Giant Contact
Подседельный штырь KTM Team FSA Afterburner Giant Connect
Манетки Shimano
Deore XT
Shimano
Deore XT
Shimano
Deore
Задний переключатель Shimano
Deore XT
Shimano
Deore XT
Shimano
Deore XT
Подставка  нет нет нет
Поддержка электродвигателя до 25 км/ч до 25 км/ч до 25 км/ч
Гарантия на раму 5 лет 5 лет пожизненная
Дальность езды на одном заряде: заявленная производителем/ протестированная CHIP до 100 км/48 км до 100 км/ /
Максимальная нагрузка: водитель + багаж (разрешение производителя)  нет 120 кг 138 кг
Вес велосипеда 21 кг 19,7 кг 20,9 кг
Цена 170 000 руб. 190 000 руб. 240 000 руб.

Лучшие электровелосипеды для города

Городские электробайки созданы для неспешных велопрогулок и имеют менее дорогой обвес. Интерес к электровелосипедам для города велик, предложение разнообразно, и, соответственно, все охватить сложно. CHIP представляет три модели, которые стоит рекомендовать: от повседневной до спортивной.

Среди электробайков есть и велосипеды для города, ориентированные на комфортную езду по шоссе. Они отлично подходят для ежедневных поездок на работу и велопрогулок в выходные. Без дорогостоящих дополнительных опций городские велосипеды с современным оснащением стоят от 115 000 рублей. CHIP подверг несколько моделей тестированию на практике.

Типичный городской электровелосипед сильно ориентирован на традиционные велобайки: для города посадка на электровелосипеде должна быть вертикальной. Зачастую рамы отличаются глубоким проходом, что упрощает подъем и спуск. К прочим типичным признакам оснащения относится амортизационная вилка и амортизированная опора седла, которые существенно увеличивают комфорт при езде.

Kettler Layana-E RT: универсал
Эта модель Kettler отличается ориентацией на комфорт и многофункциональность. С ней вы можете перемещаться без лишнего напряжения как в городе, так и по лесопарковой зоне, а привлекательный ретро-дизайн позволяет вам следовать самой последней моде.

Двигатель посередине

В качестве привода у городских электробайков преимущественно используется двигатель, устанавливаемый в средней части и интегрируемый с кареткой. Это дает два преимущества: в отличие от привода в ступице переднего или заднего колеса распределение веса становится более сбалансированным, что облегчает езду. Кроме того, у вас есть выбор между моделями с внутренним и каскадным переключением передач.

Stevens E-Courier: спортивные веяния
Stevens E-Courier отвечает требованиям тех велосипедистов, которые при случае всегда рады «прибавить газу». С прямой посадкой и восьмиступенчатым внутренним переключением передач при езде на E-Courier вы будете смотреться даже относительно элегантно.

Внимание на вес

Велосипеды для города с электродвигателем и аккумулятором весят около 25 кг. Вес более старых моделей может доходить и до 30 кг. По этой причине для велосипедистов, предпочитающих скорее спортивную езду, целесообразным будет являться эффективный дисковый тормоз. Правда, это означает наценку в несколько тысяч рублей. Для более неторопливого стиля езды будет достаточно модели велосипеда с недорогим стандартным ободным тормозом.

Свободная езда без водительских прав

Для городских электробайков действует следующее ограничение: двигатель работает исключительно при кручении педалей, и он автоматически отключается при скорости 25 км/ч. Таким образом, с точки зрения правил дорожного движения, городской электробайк является именно велосипедом, и вы можете передвигаться на нем по улице без водительских прав. Но, как, впрочем, и для других велосипедистов, стоит порекомендовать хотя бы надевать шлем.

Triumph E-Glider: гибкий и мощный
E-Glider идет навстречу амбициозным велосипедистам, не пренебрегая типичным для городского велосипеда комфортным оснащением. Каскадное переключение позволяет осуществить по-настоящему спортивную езду, которой соответствует и внешний вид байка. На наш взгляд, это лучшая модель среди велосипедов для города.

 

Ketteler-E RT Stevens E-Courier Triumph E-Glider
Цвет белый/зеленый черный черный
Материал рамы сплав алюминия алюминий 6061 алюминий
Доступные размеры 45 см, 50 см 52 см, 55 см,
58 см, 61 см
 нет данных
Педали  нет City Superlite Cartridge Wellgo
Втулки Shimano Dynamonabe DH 3 N 31 Shimano HB-T610 no name
Задний амортизатор нет нет нет
Обода Mach1 Hohlkammer 210 Ryde Travel Pro нет данных
Передний амортизатор
(ход вилки)
нет SR Suntour NCX-D LO
(63mm)
Suntour NEX
(63 mm)
Мотор Panasonic Center Motor
CM 214
Bosch Active Line
250W
Bosch Active Line
250W
Аккумулятор Lithium Ionen Mangan
540 Wh
Bosch PowerPack
400 Wh
Bosch PowerPack
400 Wh
Освещение Retro Style /BUMM Toplight Bumm IQ-Tec LED Fly Daylight+ Fuxon 50 Lux LED
Грифы Velo AZTEK no name no name
Каретка Competition BL Oxygen Vista
AL Forge ISIS
FSA Metropolis
Руль Humpert
Stuttgarter Form
Oxygen Driver
Low Rise
no name
Тормоза Magura HS 11 Magura HS 11 Tektro Draco Disc
Цепь/ремень  нет данных KMC Z610
Шины Schwalbe Big
Apple 55-622
Schwalbe Energizer
KevlarGuard, 40-622
Conti E-Contact,
42-622
Седло Velo City
Layana
Selle Royal
Freccia
Selle Royal
Vacuum light
Подседельный штырь Alu Oxygen Driver gefedert
Манетки Shimano Nexus Shimano Alfine Shimano SL-M310
Задний переключатель Shimano Nexus Shimano Nexus Premium Shimano Deore
Подставка Ursus Pletscher ESGE Heck Hebie
Поддержка электродвигателя до 25 км/ч до 25 км/ч до 25 км/ч
Гарантия на раму 10 лет 5 лет нет данных
Дальность езды на одном заряде: заявленная производителем/ протестированная CHIP нет данных/
59 км
45–190 км/
48 км
45–190 км/
45 км
Максимальная нагрузка: водитель + багаж (разрешение производителя) 102 кг 116 кг нет данных
Вес велосипеда 27,7 кг 24,1 кг 26,3 кг
Цена 160 000 руб. 140 000 руб. 115 000 руб.

Лучшие электровелосипеды для спорта

Трекинговые электровелосипеды отлично подходят для активной спортивной езды, но не слишком дешевы. Поэтому перед покупкой нужно собрать максимум точной информации. CHIP представляет три модели, которые стоит рекомендовать: от повседневной до спортивной.

Характерным признаком трекинговых электровелосипедов является невысокая и выпрямленная посадка для езды на длинные дистанции. Об этом заботятся и легкие, прочно смонтированные и устойчивые передние стойки, используемые у этих моделей.

Что касается конструкции рамы — диапазон относительно широк. Несмотря на то что большинство спортивных электровелосипедов оснащено классическими рамами в форме двойного треугольника или в форме трапеции с заниженным проходом, в велобайках некоторых производителей имеются и версии с однотрубной конструкцией.

Radon TCS Hybrid HS 11: рекомендация по цене
Со своим несколько скромным оснащением модель Radon TCS Hybrid HS 11 является исключительно выгодным по цене представителем семейства трекинговых велосипедов. Обычно их стоимость далеко превышает 100 000 рублей. Несмотря на это Radon соответствует всем требованиям со стороны велосипедистов со спортивными амбициями.

Каскадное переключение в моде

Если производитель делает ставку на внутреннее переключение передач, зачастую речь идет о таких высококлассных многоступенчатых моделях как, например, Shimano Nexus-11 или Rohloff с целыми 14 ступенями. Нередко в этот сегмент входят и более бюджетные каскадные переключатели для более быстрого переключения передач при быстро меняющихся условиях. У трекинговых моделей с центральным приводом часто можно увидеть и трансмиссию Sram DualDrive, особенно простую в управлении комбинацию из восьми- или девятиступенчатого каскадного переключателя и трехступенчатого внутреннего переключателя.

Merida E-Spresso Tour 410 EQ: больше, чем повседневный
С комплексным оснащением и рулем, расположенным намного выше уровня сиденья, Merida обеспечивает особый комфорт при езде. Тем самым эта модель являет собой хороший пример универсала со спортивным оснащением, который еще и весьма привлекателен по цене.

Не экономить на тормозах

Относительно неэффективный педальный тормоз теперь является табу. Механическому тормозу V-brake в том виде, в котором он представлен на трекинговых велосипедах без двигателя, в этом классе транспортных средств делать нечего. Как покупатель вы можете выбрать между гидравлическим тормозом, действующим на обод, и дисковым тормозом, которые лучше обеспечивают безопасность. Только более дешевые тормоза, действующие на обод, не слишком надежны на мокрой и скользкой дороге. Стоимость спортивных трекинговых велосипедов, как правило, выше, чем у туристических моделей.

Storck Raddar Multitask: высококлассное оснащение
Яркой чертой модели Raddar Multitask от Storck является почти бесшумный и все-таки мощный двигатель, устанавливаемый в ступице. Этому соответствует и остальное оснащение, и сравнительно высокая цена.

Предложения в диапазоне 150 000–190 000 рублей не являются редкостью. Зато в целом можно получить более качественное оснащение — например, более яркие светодиодные фары. Хотя и в этом сегменте рынка есть и не очень недорогие модели стоимостью около 100 000 рублей. Но в таких конструкциях производители зачастую экономят на аккумуляторе и вместо варианта на 400 Вт·ч устанавливают модуль всего лишь на 300 Вт·ч. Этому сопутствуют соответствующие потери на старте и на дистанции.

Radon TCS
Hybrid HS 11
Merida E-Spresso
Tour 410
Storck Multitask
Raddar
Цвет серебряный/черный антрацитовый черный
Материал рамы сплав алюминия алюминий алюминий
Доступные размеры 50 см, 54 см,
58 см, 62 см
46 см, 50 см,
54 см
43 см, 48 см,
53 см, 58 см
Педали Radon Trekking VP-515A  нет данных
Втулки Shimano Altus RM30 Shimano Alfine Deore Disc Hub
Задний амортизатор нет нет нет
Обода Schurmann Euroline Jalco JD-200-Disc Rigida Explorer
Передний амортизатор
(ход вилки)
Suntour NEX
(63 mm)
Suntour SF14-NCX-D
(63 mm)
Starrgabel Alu (–)
Мотор Bosch Active Line Bosch Performance
250 W
Storck Raddar 250 W
Аккумулятор Bosch PowerPack
300 Wh
Bosch PowerPack
400 Wh
Raddar Li-Polymer
Освещение BUMM Toplight Trelock LED B&M Lumotec IQ fly — B&M D-Toplight XS plus
Грифы Ergon GP1-S Storck
Каретка FSA Metropolis FSA Metropolis Shimano Deore
Руль Easton EA30 Riser Merida Riser Pro Crank Brothers Cobalt
Тормоза Magura HS11 Shimano M447 Disc Shimano Deore Disc
Цепь/ремень Shimano CN-HG53 KMC X-10E Shimano Deore
Шины Schwalbe Spicer,
Draht, 40-622
Schwalbe Energizer
Plus Perf. Line 40-622
Schwalbe Marathon
32-622
Седло Selle Royal Freccia Merida Cross Sport Selle Royal Freccia
Подседельный штырь Race Face Ride
30,9*375
X-Mission Comp Crank Brothers Cobalt
Манетки Shimano Acera SL-M390 Shimano Deore XT Shimano Deore
Задний переключатель Shimano
Nexus 8 Rucktritt
Shimano Deore XT Shimano Deore
Подставка нет нет Hebie 630
Поддержка электродвигателя до 25 км/ч до 25 км/ч до 25 км/ч
Гарантия на раму 5 лет 5 лет 3 года
Дальность езды на одном заряде: заявленная производителем/ протестированная CHIP 40–100 км/40 км 45–190 км/49 км 40–90 км/48 км
Максимальная нагрузка: водитель + багаж (разрешение производителя) 116 кг 120 кг  нет данных
Вес велосипеда 23,6 кг 19,8 кг 22,4 кг
Цена 100 000 руб. 160 000 руб. 200 000 руб.

Электробайк за 20 000 рублей

Совсем не обязательно выкладывать за электровелосипед кругленькую сумму денег. Электродвигателем можно снабдить и уже имеющийся у вас велосипед. Для этого потребуется приобрести специальное моторизированное колесо, аккумулятор, контроллер и другие комплектующие (от 20 000 руб. и выше).

ЭлектроколесоЭлектроколесо представляет собой бесколлекторный электродвигатель, который может быть установлен как на заднее, так и на переднее колесо велосипеда, или на оба сразу. Мощность электромоторов составляет от 250 Вт до 1000 Вт. Например, моторизированное колесо мощностью 500 Вт способно разгонять велобайк до скорости около 45 км/ч. Кроме того, такие велосипедные моторы не требуют никаких дополнительных регулировок, настроек и обслуживания.

Идущая к ним в комплекте аккумуляторная батарея, как правило, соответствует напряжению электромотора. Мы рекомендуем выбирать литий-фосфатные аккумуляторы. Они не только обладают невысокой стоимостью, но и отличаются надежностью и долговечностью. Да и заряжаются такие батареи не более трех часов.

Чтобы регулировать скорость велосипеда, на руль крепятся переключатели, которые также продаются в комплектах с моторизированными колесами. А контроллер, отвечающий за работу всего электронного механизма, можно удобно разместить на раме велосипеда. Обычно платы контроллеров размещаются в алюминиевых корпусах и защищены от внешнего воздействия окружающей среды, в особенности от попадания влаги в систему электропитания.

Установка мотор-колеса не потребует лишних денежных затрат. Комплекты снабжены подробными инструкциями, благодаря которым даже неопытный ездок сможет переоснастить свой байк в течение пары часов. А вот чтобы самостоятельно собрать такой механизм, нужно хорошо разбираться в электронике.

Фотографии в статье: компании-производители; Travel Behaviours Network

Рекомендуем