Гибриды и электрокары: от Сибири до Европы
Новосибирск — Екатеринбург, плюс 3900 км на одометре: мы протестировали подзаряжаемые гибриды Porsche в Сибири вдали от розеток. И если полноприводный Cayenne S E-Hybrid рядом с дизельными Cayenne сопровождения смотрелся весьма органично, то отправить заднеприводный спорт-седан Panamera S E-Hybrid с клиренсом 14 см в автопробег по заснеженным дорогам — весьма смелый шаг. В это же время в Мюнхене редактор международной тестовой лаборатории CHIP Мартин [...]
Новосибирск — Екатеринбург, плюс 3900 км на одометре: мы протестировали подзаряжаемые гибриды Porsche в Сибири вдали от розеток. И если полноприводный Cayenne S E-Hybrid рядом с дизельными Cayenne сопровождения смотрелся весьма органично, то отправить заднеприводный спорт-седан Panamera S E-Hybrid с клиренсом 14 см в автопробег по заснеженным дорогам — весьма смелый шаг.
В это же время в Мюнхене редактор международной тестовой лаборатории CHIP Мартин Егер сел за руль полностью электрического Volkswagen e-up!. Как же поведут себя аккумуляторы гибридов Porsche в достаточно суровых условиях русской зимы? И подтвердится ли заявленный производителем запас хода на электромобиле Volkswagen?
От Сибири…
Как Cayenne S E-Hybrid, так и Panamera S E-Hybrid — это параллельные гибриды с технологией plug-in: трехлитровый бензиновый двигатель V6 с наддувом под капотом работает в паре с синхронным электродвигателем. Суммарная мощность силовой установки — 416 л. с. Оба эти гибрида оснащены восьмиступенчатой АКПП. Разгон с места до «сотни» занимает меньше 6 с, а заявленный запас хода на электротяге варьируется от 16 до 36 км.
15% пути мы проехали на электричестве
Помимо того, что у Cayenne S E-Hybrid полный привод, этот автомобиль также оснащен более емкой литий-ионной батареей — 10,8 кВт·ч против 9,4 кВт·ч у Panamera S E-Hybrid. Максимальная скорость Panamera S E-Hybrid достигает 270 км/ч на ДВС и 135 км/ч на электротяге. Для Cayenne S E-Hybrid эти показатели составляют 243 и 125 км/ч соответственно.
Вдали от цивилизации
Откровенно говоря, наше отношение к «электрическим» Porsche с самого начала было немного скептическим. Да, «плагин-гибрид» теоретически хорош в городских условиях при среднем ежедневном пробеге не более 50 км, когда дома и на работе вы сможете заряжать автомобиль. Приезжая в гараж, вы просто подключаете машину к розетке на ночь (помимо лючка бензобака справа, слева также находится разъем для зарядки от обычной бытовой розетки 220 В).
Утром до работы вы сможете доехать только на электротяге. В нашем случае ничего похожего и быть не могло: вместо привычного и размеренного городского ритма нас целую неделю ждали протяженные ежедневные броски по шоссе длиной в несколько сотен километров вкупе с морозами под –30 °C.
На электротяге
В режиме e-power, когда ДВС был отключен и работал только электромотор при полностью заряженной батарее, нам удавалось проезжать около 30 км. При этом скорость не превышала 80–100 км/ч, а торможения были преимущественно накатом. Расход топлива — нулевой, в салоне — тишина. Когда заканчивался заряд аккумулятора, в дело вступал ДВС, который не только приводит в движение автомобиль, но и подзаряжает батарею.
Несмотря на суровые морозы, которые в ночное время в Сибири доходили до –25…–30 °C, проблем с зарядкой гибридов не возникало, а емкость аккумуляторов практически не уменьшалась. Несколько раз электроника автомобилей мгновенно реагировала на перегрузку в сети и в случае опасности во время зарядки отключала питание
Во время торможения также работает система рекуперации энергии, накапливающая заряд. Кстати, момент перехода с электричества на бензин практически незаметен. Чтобы в движении бензиновый двигатель зарядил полностью разряженный аккумулятор, потребуется проехать около 100 км, расход топлива при этом весьма немалый — около 17 литров на «сотню».
Porsche Car Connect — это мобильное приложение, созданное для автомобилей Panamera и Cayenne S E-Hybrid для любых iOS- и Android-гаджетов. Помимо дистанционного управления системой кондиционирования и замками, просмотра статистики бортового компьютера и давления в шинах данное приложение позволит вам, например, программировать время окончания поездки и смотреть на карте границы доступного пробега исключительно на электрической тяге или в режиме гибрида с учетом оставшегося в баке бензина. Эта система предусматривает установку в автомобиле точки доступа с SIM-картой и мобильным безлимитным Интернетом, поэтому единственным ограничением здесь может выступать скорость соединения вашего смартфона и автомобиля в каком-либо конкретном месте.
В целом гибриды отлично показали себя в условиях русской зимы: батареи практически не теряли своей емкости, проблем с холодным стартом и прогревом салона замечено не было. Даже в 30-градусный мороз заряженные ночью авто позволяли первые 15–20 км проезжать только на электричестве.
Заметим, что в городских условиях 95 электрических сил вполне хватает, чтобы держать разрешенную скорость и не включать бензиновый мотор. Всю неделю в Сибири ежедневно около 15% от общего времени пути мы передвигались только на электричестве.
При этом нельзя не отметить режим движения Sport+, когда автомобиль ускоряется как за счет ДВС, так и за счет электромотора. Ускорение от 0 до 100 км/ч впечатляет: Panamera S E-Hybrid — за 5,5 с, Cayenne S E-Hybrid — за 5,9 с. И да, это настоящие «породистые» Porsche: эталонная управляемость, образцово-показательная аэродинамика, благородные повадки — придраться совершенно не к чему.
Особенно удивила «Панамера», которая показалась даже тише и комфортнее гибридного Cayenne. Несмотря на нешипованную резину, задний привод и клиренс 14 см автомобиль ни разу нигде не застрял и уверено ехал наравне с кроссоверами даже по сложным участкам дороги. Конечно, заявленного показателя в 3,1 литра на «сотню» в смешанном цикле в реальной жизни добиться практически невозможно. За время нашей поездки средний расход составил 14–15 л.
Для сравнения, дизельные «Кайены» сопровождения заправлялись в два раза реже. Так что же получается — покупать сегодня гибрид не так уж и выгодно? Как показывает практическое испытание — да. Но наверняка расход топлива не критичен для покупателей автомобилей стоимостью от 6 млн рублей, а причастность к высоким технологиям и забота об окружающей среде чувствуется здесь не только за счет зеленых стрелок на приборах. Да и подъехать бесшумно на парковку рядом с домом — это тоже своего рода шик, демонстрация собственных взглядов и финансовых возможностей.
… до Европы
Одновременно с пробегом Porsche в Сибири редактор международной тестовой лаборатории CHIP Мартин Егер начал тест элетромобиля Volkswagen e-up! на дорогах Европы.
Солнечным, но холодным мартовским днем, зябко поеживаясь, еду на Volkswagen e-up! из Мюнхена на юг по загородному шоссе. Еду я с открытым боковым окном, потому что в глазах уже темнеет от паров бензина, клубящихся в салоне, — и это в электромобиле! В багажнике на случай экстренной зарядки лежит автономный бензиновый генератор.
«Внимание! Ближайшая станция зарядки находится за пределами досягаемости»
— так бортовой компьютер безжалостно вернул меня из мира грез, навеянного парами бензина.
На самом деле, 160 км номинальной дальности подразумевают поездку в городских условиях, но мне любопытно, пригоден ли электромобиль Volkswagen e-up! для поездок на дачу. Живу я на расстоянии в 150 км от работы, в офис езжу каждый день, поэтому с таким маршрутом знаком не понаслышке. Перед отправлением специалисты Volkswagen наставляли: «Следите за рекуперацией, выключайте отопление, не разгоняйтесь больше 80–100 км/ч».
Назад во времена почтовых карет
Бортовой компьютер электромобиля показывает, что в запасе у меня 100 км, а значит, переживать не о чем. Страх приходит спустя полчаса, когда я, замечтавшись и слегка ошалев от запаха бензина, существенно отдалился от городской черты. «Внимание! Ближайшая станция зарядки или домашний адрес находятся за пределами досягаемости», — подмигивает дисплей бортового компьютера прямо передо мной.
Следующее утро. Вообще-то Volkswagen e-up! должен был удосужиться за всю ночь полностью зарядить свои аккумуляторы. Тем не менее на бортовом компьютере был показан всего 121 км запаса хода. Черт возьми, неужели 160 км, о которых говорится в инструкции Volkswagen, — это примерно то же самое, что и заявленные производителями показатели расхода топлива бензиновых и дизельных машин?
Вдруг до моих ушей доносится едва слышимое жужжание — климат-контроль работает в автоматическом режиме. Выключаю его, и запас хода снова увеличивается и достигает 142 км. И да, отопление сегодня лучше не включать. Умудренный вчерашним горьким опытом, я кладу на сиденье грелку ThermaCare, чтобы не застудить хотя бы наиболее важные части тела, — совсем как извозчик в старые добрые времена, укутавшийся в теплый тулуп.
Тихо шинами шурша
Ехать в за пределами города нужно предельно аккуратно. Утром я едва не сбил соседа, который перебегал улицу в сторону булочной, позабыв об осторожности. Наверное, здесь Volkswagen e-up! необходим рингтон, как на смартфонах при входящем вызове, чтобы прохожие слышали, когда электрокар рассекает улицы. Не случайно же электромобили в Китае называют «тихой смертью» из-за того, что они бесшумно передвигаются.
Мобильная электростанция пригодится всегда
Но когда на таком электромобиле выезжаешь на автостраду и в зеркале заднего вида наблюдаешь, как преследователь пытается обогнать тебя, когда на мгновение жмешь педаль и бесшумно рассекаешь воздух, — эти мгновения доставляют невообразимую радость. Правда, недолгую: очень скоро выясняется, что запас дальности хода снова падает.
Отсюда логичный вывод — не стоит терять голову ни при каких обстоятельствах. И всегда помнить, где находится ближайшая станция зарядки. Навигационная система Volkswagen e-up! знает одну станцию в городе Вольфратсхаузен, которая находится по пути к редакции, то есть мне следует ехать прямо туда. Небольшой дисплей радостно сообщает: «Пожалуйста, воспользуйтесь картой». И все. Ни имени не требует, ни электронного адреса, ни номера телефона. Теперь карту «Electronic Cash» можно вставлять в любой автомат в Европе.
Недавно в газете «Zeit» мне попалась статья: такие станции зарядки лихорадочно создавались в 2009 году на субсидии программы антикризисных мер в Германии. Разве это не характерно для нашей культуры современного бизнеса? Освоить бюджет, не создавая никакой ценности и не идя на риск. Даже аккумуляторы в Германии выпускает американская компания Tesla, потому что мы не можем справиться. Ребята, если вам не хватает мужества, то отдайте свои патенты, займитесь открытым аппаратным обеспечением и привлеките специалистов. Глядишь, и возродится в Германии дух изобретательства.
Текст: Роман Ларионов, Мартин Егер; Фото: Роман Ларионов; Martin Jäger; Porsche RUS; Volkswagen; fottoo/Fotolia.com