В ожидании Mortal Kombat 11: история самого народного файтинга
23 апреля выходит Mortal Kombat 11 – новая часть культового файтинга родом из 90-ых. Почему «Мортал Комбат» особенно любят в России, какое отношение к нему имеет Жан-Клод Ван Дамм и что ждёт нас в 11 части – обо всём этом читайте в нашем материале.
Кровавый спорт, но без Ван Дамма
Первый Mortal Kombat разрабатывался Midway Games как ответ на эпохальный для жанра Street Fighter II, который вышел в 1991 году. Ведущий программист Эд Бун и главный дизайнер Джон Тобиас (он же был автором сюжета во всех ранних играх серии) хотели сделать именно соревновательный файтинг с реалистичными боями и зашкаливающими уровнем жестокости. При этом главную роль, по их замыслу, должен был играть знаменитый тогда Жан-Клод Ван Дамм — ему предстояло сражаться с разными врагами, как это происходит в «Кровавом спорте». Уже во время разработки Ван Дамма переманила для своего в итоге не вышедшего файтинга Sega.
Однако Бун, Тобиас и еще двое их коллег решили не бросать всё (тем более что прототип уже был) и переориентировали разработку на свой сюжет и персонажей. Хотя «наследие» Ван Дамма осталось — именно с него сделан образ Джонни Кейджа, одного из главных героев игры. В Mortal Kombat он стал фактически пародией на актёра — это самовлюблённая голливудская звезда, не лишенная обаяния, чувства юмора и крутых бойцовских качеств. Он же получил фирменный «вандамовский» приём — удар ногой в пах — и обожал избивать врагов статуэткой Оскара, а потом улыбаться в камеру.
Команда из четырёх человек разрабатывала Mortal Kombat в течение 10 месяцев. При этом много времени ушло на выбор названия. В 1992 году мы могли увидеть файтинг «Кумите», «Атака Дракона», «Смертельный Удар» и даже «Фаталити». Но в итоге кто-то написал слово «Combat» на доске в офисе Буна, а затем кто-то другой заменил букву «С» на «К», чтобы это выглядело более странным и необычным. И только тогда Стив Ричи, который в Midway Games занимался дизайном игр про пинбол, предложил Буну назвать игру Mortal Kombat.
Слагаемые успеха
Файтинг вышел сначала на игровых автоматах, а потом портировался на домашние консоли. Однако он привлек к себе внимание не только нарочито неграмотным названием, но и таким же завышенным уровнем жестокости. Именно в Mortal Kombat впервые появились кровавые добивания — так называемые «фаталити», из-за которых MK часто критиковали. Именно после нее придумали ныне обязательный рейтинг ESRB, выставляемый всем играм. А разработчики в отместку придумывали шуточные «фаталити», превращавшие соперника в… младенца.
Эффект таких жестоких добиваний только усиливался от того, что в первых играх серии (речь про Mortal Kombat, Mortal Kombat II, Mortal Kombat 3 и Ultimate Mortal Kombat 3) снимались живые актеры — их движения были оцифрованы и увековечены в спрайтах. Запредельная жестокость в сочетании с реалистичными, фотографическими моделями персонажей сразу снискала MK славу.
Но не только это, конечно. В первой же игре Mortal Kombat зарекомендовала себя как понятный в освоении, но при этом во многом новаторский, яркий, разнообразный и техничный файтинг. Да, бойцы в основном отличались друг от друга лишь скоростью перемещения и уникальными мощными спецприемами. Но зато какие это были приёмы! Именно в Mortal Kombat дебютировал знаменитый «джагглинг», позволявший подолгу избивать беззащитного противника в воздухе — потом эту фишку подхватили практически все остальные файтинги.
Не только больно, но и интересно
Игра сразу привлекла внимание своим сюжетом и персонажами. Это была не просто история о том, как здоровые мужики и женщины участвуют в жестком турнире под названием «Смертельная битва». И в первой, и в последующих играх серии (и уж тем более в комиксах по мотивам) за всем этим проглядывалась большая предыстория, бэкграунд. Там были коварство, предательство, герои и злодеи. А весь сеттинг разделялся на два мира: земной — обитель людей; и внешний, где много демонов, мертвых, но воскрешённых ниндзя, злых императоров, коварных волшебников и некромантов, клонов, мутантов, мутантов-клонов и чёрт знает кого ещё.
Все персонажи при этом подробно прописаны, у каждого — своя биография, история и мотивы. Поэтому игроки сразу же полюбили Саб-Зиро и Скорпиона, Соню Блейд и Джонни Кейджа. К слову, именно в первом MK впервые появился секретный боец — им стала Рептилия. А вся серия стала особенно известна своими секретами и пасхалками.
Взлёт
Первая часть стала бестселлером, и уже в 1993-м году с пылу с жару подоспел сиквел, который был сделан по принципу «те же щи, да погуще». И побыстрее: в Mortal Kombat драки стали более динамичными, взрывными. Появились новые приёмы (вроде удара рукой в сидячем положении), больше вариантов «фаталити», значительно увеличилось количество боевых арен, персонажей и припрятанных секретов. А еще в сиквеле появились принцесса Китана и её клон-мутант Милина, ставшие настоящим секс-символами серии.
Успех Mortal Kombat 2 был грандиозным. В том числе и в России, где из-за сочетания жестокости, юмора, глубокого сюжета, крутых персонажей, демократичности в управлении и освоении и достаточно высокой сложности, техничности в самих боях MK стала практически народной забавой.
И тут же игра превращается в успешную медиафраншиу — по Mortal Kombat снимаются мультфильмы, комиксы, сериалы, а фильм Пола Андерсона «Смертельная битва», вышедший в 1995, собрал в прокате почти 200 миллионов долларов.
В том же году вышла Mortal Kombat 3. Игра не всем понравилась из-за новых более современных арен, отсутствия некоторых полюбившихся героев и того факта, что многих бойцов играли другие актеры. И это тоже был хит — особенно с учётом того, что в игре появились интерактивные арены, сражения стали сложнее, а атмосфера — ещё мрачнее. К тому же в Ultimate Mortal Kombat 3 вернусь многие классические герои.
…И падение
А вот дальше начались трудные времена. В 1997 году в Mortal Kombat 4 игра впервые использовала полностью трёхмерных персонажей, созданных с помощью новомодной тогда технологии Motion Capture. Там же появилась возможность перемещаться по арене в 3D маленькими шагами и использовать оружие. Однако новые технологии авторы к тому времени толком не освоили, поэтому бои смотрелись вяло, да и новая графика скорее отпугивала, чем привлекала. Падала и популярность игровых автоматов — из-за этого все последующие номерные и не очень выпуски серии выходили только на домашних консолях.
После четвертой части были еще разные приключенческие спиноффы, но их в основном критиковали. А вот пятая часть, вышедшая в 2002-м под названием Mortal Kombat: Deadly Alliance, произвела настоящую революцию в серии. Именно здесь бойцы стали реально различаться друг от друга своими стилями, оружием и техникой. Более того, между стилями можно переключаться прямо во время боя, поэтому появились и комбо, состоящие сразу из разных стилей.
В пятой части мы впервые смогли полноценно перемещаться по аренам в трёх измерениях. Наконец, в Deadly Alliance дебютировал режим Konquest, который превратился в полноценные сюжетные кампании в следующих играх.
Новая жизнь
В 2004 году в Mortal Kombat: Deception продолжились эксперименты с игровым процессом, появились новые режимы вроде Chess Komba и самые жестокие в серии (на тот момент) «фаталити». Через 2 года в Mortal Kombat: Armageddon завершилась современную историю мира MK — там мы увидели практически всех бойцов, которые когда-либо засветились в номерных выпусках серии.
Тем временем финансовое положение Midway Games ухудшалось. Поэтому 8-ую часть решили перепрофилировать на кроссовер для поднятия продаж — так в 2008 году родилась Mortal Kombat vs. DC Universe, где Скорпион, Соня Блейд, Китана и другие известные персонажи серии бились с Бэтменом, Джокером, Суперменом и другими супергероями из комиксов DC.
Впрочем, Midway Games это не помогло, и через год компания объявила о банкротстве. Права на серию MK выкупила Warner Bros., совместно с которой как раз разрабатывался кроссовер. Серию она, конечно, не забросила — тем более, что разработка 9-й части к тому времени уже началась. Эд Бун с ближайшими соратниками основал NetherRealm Studios, которая в 2011 году выдала перезапуск серии.
Игра, названная просто Mortal Kombat, пересказывала на свой лад (согласно новой хронологии) сюжет первых трёх выпусках серии. А по своему геймплею она вернулась к традициям классических двухмерных выпусков. В том же духе выполнена и Mortal Kombat X, вышедшая в 2015 году. В файтинг вернулись боевые стили и бруталити, фаталити стали еще кровавее, появилась система фракций, а для каждого персонажа авторы придумали три стиля ведения боя.
Возвращение
Чего же нам ждать от 11 выпуска серии? Ну, во-первых, возвращения многих любимых героев. Как известно, в Mortal Kombat X было много совершенно новых персонажей, а вот стареньких либо не пригласили, либо же они просто не дожили до событий 10 части.
В новой игре воскрешать никого формально не будут — вместо этого нам обещают историю, где будет много путешествий в пространстве и времени, сложносочиненных таймлиний и временных парадоксов. Соответственно, мы сможем увидеть более молодые, из прошлого или из других временных линий версии полюбившихся героев — например, точно вернутся Барака (но не Обама), Джейд и Шао Кан. А среди новичков появится первая в серии женщина-босс Кроника и её прислужник, такой же бессмертный Герас.
В сюжете, действие которого разворачивается после событий 10-й части, солировать будет как раз хранительница времени Кроника. А в игровом процессе много внимания уделят системе кастомизации, которая впервые дебютирует в серии. Впрочем, как уверяют авторы, никаких лутбоксов и микроплатежей они не планируют.
Сражения же, судя по всему, станут самыми зрелищными, кровавыми и жестокими в серии — для этого всем персонажам придумали новые «фаталити» — по несколько в одни руки! Кроме того, из боевой системы вывели мощные приемы под названием X-Ray и завезли вместо них Fatal Blow и Krushing Blow. Первые срабатывают только когда здоровье игрока падает ниже 30%, а вторые представляют собой «киношную», разновидность первых, активируются только при определённых условиях.
В общем, можете уже тренировать свои рефлексы, поигрывая в предыдущие игры, хотя и это не панацея — сражения в 11 части станут еще и самими сложными в серии, которая в этом смысле сделает шаг навстречу киберспорту.
Читайте также: