Электрический фастфуд

Официальная Европа форсирует тему электрокаров — таких экологичных и дешевых в эксплуатации. Однако реальность их каждодневного использования не такая радужная, как утверждается в рекламе.

Электрический фастфуд: мы расскажем, Какого это - ездить на электромобиле каждый день? Электрический фастфуд: мы расскажем, Какого это — ездить на электромобиле каждый день? На улицах крупнейших европейских городов электромобили уже не редкость: не источая вредных выбросов, они бесшумно пробираются среди своих устаревающих предшественников. Двигатель внутреннего сгорания (ДВС) был основой автомобильной индустрии на протяжении более 100 лет. И все же ограниченность запасов нефти и изменение климата на планете требуют новых решений. Уже в ближайшие годы все автомобили предполагается приводить в движение исключительно за счет электричества. В пользу электрокаров говорит множество факторов: у них выше КПД по сравнению с моделями на ДВС, они бесшумны и, что еще важнее, наносят меньший вред окружающей среде, особенно если электричество получается из возобновляемых источников. Кроме того, электромобили могут служить аккумуляторами в сети. А обращаться с ними проще простого: для зарядки электромобиля достаточно вставить штепсель в розетку. В теории процесс не представляет каких-либо проблем — по крайней мере, если есть гараж с подведенным в него электричеством: вечером вставил вилку, утром поехал. Но на практике, увы, все по-другому.

Подключить электрокар к электросети можно разными способами, но все они должны соответствовать требованиям целого ряда нормативных документов. И как бы ни был привлекателен призыв «вставьте вилку в розетку», его воплощение в жизнь сопряжено с определенными трудностями. И с расходами: как минимум, потребуется тянуть специальную проводку и устанавливать на стену «коробку» с электронным блоком и особым разъемом.

Электромобили лишь недавно появились на мировом рынке, однако уже сейчас, например,
к Renault Zoe прилагается зарядный кабель с вилкой, разработанной компанией Mennekes (согласно стандарту «тип 2»), которая не имеет абсолютно ничего общего с привычным бытовым штепселем. Европейская комиссия смогла определиться с типом стандартного разъема для общедоступных зарядных станций лишь 24 января этого года (рассматривался еще «Тип 3» — вилка, предложенная EV Plug Alliance). Увы, вилка Mennekes, которую предложила в мае 2012 года Ассоциация европейских автопроизводителей, абсолютно несовместима с бытовыми розетками, так что без специальной «коробки» на стене не обойтись. Владельцам гаражей услуги специалиста-электрика вместе с необходимыми материалами обойдутся в приличную сумму денег. Европейцы, в теории, вольны заключить с электросбытовой компанией отдельный контракт на зарядку электромобиля. Тогда им могут установить «коробку» бесплатно, а также дать право пользоваться общедоступными зарядными станциями.

Четыре способа зарядки

Обычный кабель Зарядка аккумуляторов электромобиля от бытовой розетки с использованием обычного электрического шнура допускается только в частных домах при условии, что электропроводка рассчитана на ток силой 16 А. Прежде чем подключиться к розетке, рекомендуется вызвать специалиста, чтобы он проверил состояние проводки и подтвердил, что она выдержит зарядный ток высокой интенсивности и что в вашем доме предусмотрены все надлежащие меры защиты на случай перегрузки электросети и короткого замыкания. Согласно стандарту CEI EN 61851-1, такой способ обозначается как «способ 1».

Электронный блок Гораздо более высокий уровень безопасности при зарядке от бытовой сети обеспечивает «способ 2», предусматривающий использование кабеля с электронным блоком, который управляет процессом зарядки. Наиболее простые системы ограничиваются контролем наличия защитного проводника (то есть заземления), более сложные контролируют температуру вставленной в розетку вилки и в случае перегрева прерывают процесс зарядки. Кроме того, чтобы избежать подобных ситуаций, сам электронный блок позволяет ограничить силу зарядного тока.

Кабель для зарядки по «способу 2» от бытовой розетки: блок контролирует температуру вилки и может регулировать силу тока. Кабель для зарядки по «способу 2» от бытовой розетки: блок контролирует температуру вилки и может регулировать силу тока.

Специальный разъем Зарядка на станциях возможна только по «способу 3», то есть с использованием кабеля с особым разъемом. Изучив различные варианты, Европейская комиссия вынесла решение в пользу разъема Mennekes с семью контактами. Он позволяет заряжать аккумуляторы как от однофазной сети напряжением 230 В, так и от трехфазной напряжением 400 В, а сила тока может доходить до 64 А. Кроме того, обеспечивается обмен данными между электромобилем и зарядной станцией, что позволяет регулировать силу тока с учетом состояния аккумуляторов.

Быстрая зарядка Дома мы пользуемся переменным током, на зарядных станциях ток тоже переменный. Однако электромобили оборудованы выпрямителями, которые преобразуют его в постоянный, и только после этого ток подается на аккумуляторы. Но существуют станции сверхбыстрой зарядки по японскому стандарту CHAdeMO (по европейскому стандарту — «способ 4»), подающие на электромобиль ток силой до 200 А и напряжением 400 В. На них полная зарядка требует не более получаса. Однако для этого электромобиль должен быть дополнительно оборудован специальным разъемом.