10 июля 2013 года на авианосце военно-морских сил США прошли испытания летательного аппарата под кодовым наименованием Х-47В. Впервые автономному беспилотнику удалось приземлиться на палубу корабля без помощи человека. Это задача, которая до сих пор доверялась только лучшим и опытнейшим пилотам. Перед вылетом аппарата оператору X-47B нужно ввести только данные о маршруте и цели полета.

Остальное — взлет, полет, разведка, нахождение цели, стрельба и приземление — беспилотник выполняет самостоятельно. Для захода на посадку на авианосец Х-47В связывается с его бортовыми компьютерами, которые постоянно передают летательному аппарату данные о нахождении корабля и его скорости, а также направлении и силе ветра. Вместе с данными GPS и прочей информацией, которую предоставляют датчики беспилотника, алгоритм Х-47В рассчитывает оптимальный маршрут для захода на посадку.

«Мы не собираемся создавать монстра Франкенштейна» 

— профессор Вольфганг Вальстер

Разработка автономного военного беспилотника, которому дали прозвище Salty Dog 502 («Соленый пес 502»), длилась около восьми лет. Разумеется, его ракетный контейнер, который может принять вес в две тонны, пока остается пустым, ведь использовать беспилотник еще нельзя. В дальнейших тестах летательный аппарат должен подтвердить, что на авианосце он способен действовать безупречно наряду с пилотируемыми боевыми истребителями. После этого будет ясно, выдерживает ли ИИ конкуренцию с человеком или даже превосходит его.

Portrait Wahlster
Профессор Вольфганг Вальстер, Европейский исследовательский центр искусственного интеллекта (DFKI)

«В сфере отдельной сенсорики, то есть слуха, зрения, обоняния и осязания мы уже можем выстраивать искусственные системы, которые могут превосходить человеческое чувственное восприятие», — говорит научный руководитель Европейского исследовательского центра искусственного интеллекта (DFKI), профессор Вольфганг Вальстер. При имитировании логических мыслительных процессов машины также уже отчасти намного опередили человека.

«С одной только вычислительной мощностью и объемом памяти, которая сегодня находится в нашем распоряжении, человеческий мозг конкурировать не в состоянии», — поясняет Вальстер. Полем действия таких систем искусственного интеллекта является большой объем данных: они распознают образец в гигантских массивах, к чему не способен человеческий мозг.

Должно ли человечество задуматься о своем месте как господствующего вида, если уже сейчас машины демонстрируют лучшие сенсорные и когнитивные способности? На данный момент — нет. Ведь исследователям искусственного интеллекта еще предстоит преодолеть значительное препятствие: так называемый обыденный интеллект, то есть нашу способность принимать разумные решения несмотря на ненадежную, неполную или даже расплывчатую информацию.

«В этом наши системы искусственного интеллекта пока не сильны». На тот случай, что это препятствие рано или поздно может быть преодолено, Вальстер уточняет: «Цель исследований ИИ состоит не в том, чтобы полностью заменить человека. Мы не собираемся создавать монстра Франкенштейна». Напротив, предпринимаются попытки поддержать, усовершенствовать или дополнить человеческие способности.

Искусственный интеллект на полосе обгона

Mercedes Benz Future Truck 2025
Грузовой автомобиль Mercedes Benz с искусственным интеллектом

Как может выглядеть такая поддержка со стороны искусственного интеллекта, было продемонстрировано в начале июля 2014 года в окрестностях города Магдебург: по перекрытому участку шоссе А14 вплотную к заполненным зрителями трибунам проезжает автоколонна из 15 транспортных средств. Позади движется полицейская машина с мигалкой и сиреной. Оклеенный черно-белой защитной пленкой тягач начинает уходить вправо, чтобы создать «коридор безопасности».

Однако человек за рулем держит руки вовсе не на руле. Откинувшись на спинку сиденья, он работает на планшете. Future Truck 2025, как окрестил свой прототип концерн Daimler, управляется системой Highway Pilot. Его ИИ объединяет в сеть все уже существующие системы безопасности грузового автомобиля и дополняет их камерами, радарными системами и возможностями коммуникации между транспортными средствами. Водитель должен вмешиваться только при обгоне — по юридическим основаниям, как это было указано при презентации на А14. Теоретически Highway Pilot уже в состоянии и обгон совершить самостоятельно.

Mercedes-Benz Future Truck 2025
Снаружи Future Truck 2025 выглядит как обычный грузовой автомобиль. Особенности скрыты у него внутри: в то время как водитель изучает меню кафе на следующей стоянке, искусственный интеллект ведет грузовой автомобиль по автобану.

Пока не хватает только того, чтобы бортовая система еще и обсуждала с водителем последние сплетни из жизни грузовиков. 8 июня, примерно за месяц до презентации Future Truck, разлетелась сенсационная новость: впервые компьютерной программе в виде виртуального собеседника Жени Густмана удалось пройти тест Тьюринга. Cоздатели чатбота — российский и украинский программисты Владимир Веселов и Евгений Демченко.

Чатбот Женя Густман
Чатбот Женя Густман прошел тест Тьюринга. Однако эксперты выражают сомнения. Специалист по искусственному интеллекту Рэй Курцвайль пишет, что чатбот не в состоянии поддерживать беседу и часто дословно повторяется.

Тест, названный в честь британского математика и пионера в области информатики Алана Тьюринга, считается стандартным для компьютеров тестом на уровень интеллекта. В 1950 году Тьюринг выдвинул гипотезу о том, что в 2000 году будут существовать машины, которые в ходе беседы смогут убедить 30% живых собеседников в том, что они разговаривают с человеком. Вопрос о том, могут ли машины на самом деле мыслить, Тьюринг считал второстепенным. Ему было достаточно того, что они хотя бы создают такое впечатление.

При проведении в этом году Премии Лебнера, варианта теста Тьюринга, чатботу Жене Густману удалось убедить 33% членов жюри в том, что он человек. Однако у специалистов по искусственному интеллекту сохраняется скептический настрой: «Здесь использовался трюк», — говорит профессор Вальстер.

«Густман должен имитировать подростка из Украины, который не владеет в совершенстве английским языком». По мнению Вальстера, это умаляет информативность теста: «Так можно сразу отправлять на тестирование имитацию глухонемого». Вальстер вообще считает тест Тьюринга недостаточно релевантным, чтобы с его помощью оценивать качество систем ИИ. «Хотя тест Тьюринга и представляет собой интересный эксперимент в сфере исследования мышления, он в большей степени является PR-трюком, чем научным достижением», — говорит профессор.

Профессор Ипке Ваксмут, занимающийся исследованиями искусственного интеллекта в Билефельдском университете, не хотел бы придавать такое большое значение новости о якобы успешном прохождении теста Тьюринга: «В жюри сидели люди, не являющиеся специалистами и находившиеся под впечатлением от программы». Ваксмут является специалистом в области говорящих систем ИИ.

Chatprotokoll_Eugene_Goostman
Фрагмент одного из чатов с участием Рэя Курцвайля и Жени Густмана.

Еще десять лет назад группа студентов под его руководством разработала аватар Макс, который с тех пор работает экскурсоводом в музее Хайнца Никсдорфа в Падерборне. Беседа с Максом очень похожа на беседу с человеком. Однако Ваксмут не хочет отправлять своего аватара на тест Тьюринга: «Специалисты абсолютно точно знают, как при умелом опросе положить такую систему на обе лопатки». Он считает абсолютно невероятным, что чатбота можно наделить таким уровнем интеллекта, чтобы он мог сравниться с человеком и даже убедить экспертов: «Интеллект — это нечто гораздо большее, чем простое соблюдение определенных правил».

1
2
ПОДЕЛИТЬСЯ


Предыдущая статьяIiyama выпустила 28-дюймовый монитор X2888HS-B1
Следующая статьяKodak представит смартфоны и планшеты с Android на CES 2015

КОММЕНТАРИИ